Плановое повышение

Нефтяные котировки в мире, а вслед за ними и розничные цены на нефтепродукты неуклонно ползут вверх. Опережающие темпы роста цен на прошлой неделе зафиксировала рабочая группа по регулированию нефтерынка во главе с первым вице-премьером Анатолием Кинахом

Нефтяные котировки в мире, а вслед за ними и розничные цены на нефтепродукты неуклонно ползут вверх. Опережающие темпы роста цен на прошлой неделе зафиксировала рабочая группа по регулированию нефтерынка во главе с первым вице-премьером Анатолием Кинахом

Первый вице-премьер ухудшил (очевидно, с точки зрения потребителя) свой прогноз роста цен на нефтепродукты в июле с 2-4% до 5-8%. "Речь идет о нескольких процентах, максимум 5-7-8%", — сообщил Кинах на прошлой неделе. Чиновник связывает такое повышение цен с ростом стоимости сырой нефти на мировых рынках, которая в некоторые дни превышала $60/бар. Цена нефтяной "корзины" ОПЕК по состоянию на 6 июля составила $54,80/бар. Средиземноморский Urals (условия поставки CIF) стоил $54,79/бар., на тех же условиях цена сорта Siberian Light в Европе составляла $56,79/бар., нефть сорта Dated Brent котировалась по $57,76/бар. на условиях FOB (Европа).

Мировой нефтяной рынок сегодня настолько разогрет, что на него не влияют даже заявления ОПЕК об увеличении квот на добычу нефти на 500 тыс. баррелей в день. Зато куда более влиятельными оказались факторы, играющие на повышение цен. К таковым стоит отнести ожидание повышения мирового потребления нефти в четвертом квартале текущего года до 86,4 млн. баррелей в сутки (прогноз Международного энергетического агентства).

Постоянные угрозы терактов также нарушают стабильность рынка. Наибольшие опасения вызывает угроза нигерийского филиала Аль-Каиды организовать теракты в этой стране. Как известно, Нигерия является далеко не последним нефтедобывающим государством. Влияние же подобных угроз на рынок, если следовать примеру Ирака, может быть достаточно существенным.

Не внушают оптимизма и прогнозы метеорологов, предсказывающих в этом году порядка 15 ураганов внушительной силы. Нелишне будет вспомнить о последствиях разрушений урагана "Иван", который в прошлом году стал причиной сокращения нефтедобычи в Мексиканском заливе почти на треть.

В ногу со всем миром

Именно с внешними факторами большинство украинских экспертов связывает повышение цен на внутреннем рынке Украины. Кроме того, сказываются ожидания местных нефтяников на ближайшие месяцы. "Пиковый спрос на нефтепродукты традиционно наблюдается в августе-сентябре, а значит, нынешний рост цен — далеко не самый интенсивный", — отмечает исполнительный директор компании UPECO Сергей Куюн. Согласно его прогнозу, июльские цены поднимутся на 8-10%. И это при том что украинские НПЗ в июль входят с остатками прошлого месяца (период между посевной и уборочной), когда цены были не столь высокими.

С такими оценками согласны и в компании "НК "Альянс-Украина" (владеет Херсонским НПЗ), где ожидают рост среднемесячных цен примерно на 10%. По оценкам компании, оптовые цены на нефть в течение месяца выросли с $310-320 до $350-360 за тонну. "Это самая высокая цена нефти за всю мировую историю. Ее стоимость выросла на 12,5%", — сообщил президент НК "Альянс" Петр Мирошников. Следствием этого процесса должен стать и рост цены нефтепродуктов, в стоимости которых удельный вес нефти составляет 80-85%. С учетом остатков нефтепродуктов прошлого месяца НК "Альянс" ожидает повышения цены со второй декады июля.

Особое значение для Украины имеют именно котировки российской нефти, потребление которой оценивается в 82% от общего объема. Существенное же удорожание российского "черного золота" для украинских НПЗ по сравнению с июлем уже очевидно. Так, например, компания "ТНК-ВР Украина" нефть на июль контрактует по $340 за тонну, что на 11% выше, чем мартовские контракты ($306 за тонну).

Неоптимистичны и темпы роста добычи нефти в России, которая за пять последних месяцев выросла только на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Снижение темпов добычи обусловлено, преимущественно, отсутствием открытия новых крупных месторождений. При этом российское правительство регулярно повышает экспортную пошлину на нефть. По результатам двухмесячного мониторинга с 1 июня она увеличилась на 32,7% и составляет до $136,2 за тонну. Очередное повышение нефтяники ожидают 1 августа. Оно уже не будет столь масштабным (прогнозы колеблются вокруг цифры в $140 за тонну).

Сдерживающие факторы

Несмотря на продолжающуюся динамику роста цен, практически все участники рынка отрицают возможность резких скачков цен в рознице и повторения майского кризиса, когда на заправках не было бензина. "Резкие колебания на нефтепродукты и дефицит исключены", — считает Петр Мирошников. Это мнение основывается на том, что в мае с подачи президента Виктора Ющенко были созданы достаточно комфортные условия. В частности, с целью насыщения рынка был снижен акциз (60 евро за 1 тыс. кг на бензин, тогда как ранее — 20% от цены реализации без НДС; 30 евро за 1 тыс. кг на ДТ, ранее — 10% от цены реализации). Также были отменены ввозные пошлины на бензин и дизельное топливо.

Более того, в конце мая народный депутат Николай Рудьковский инициировал еще большую либерализацию нефтерынка. Зарегистрированный им в Верховной Раде законопроект предлагает еще больше снизить акциз на бензин (с 60 до 30 евро) и дизельное топливо (с 30 до 10 евро). Эта мера должна окончательно утихомирить рынок после июньского всплеска вследствие резкого повышения экспортной пошлины РФ. Впрочем, тот же Рудьковский выступает за отмену нулевой пошлины на импорт в силу переизбытка перерабатывающих мощностей внутри Украины. Напомним, что в мае на правительственном уровне было принято решение о закупках дополнительно 200 тыс. тонн светлых нефтепродуктов (только в мае было закуплено 70 тыс. тонн) с Мозырского (Белоруссия) и Мажекяйского (Литва) нефтеперерабатывающих заводов.

По мнению депутата от Соцпартии, право регулировать ставки ввозной пошлины необходимо отдать Кабинету Министров, который сможет менять их не чаще одного раза в месяц. Впрочем, до сих пор депутаты не жаловали своими голосами подобную практику регулирования рынка, избегая таким образом "ручного" регулирования отрасли.