Полгода на очистку совести

Россия готовится с 1 января 2006 года на шесть месяцев провести налоговую амнистию для своих граждан. В российском правительстве пока точно не знают, сколько средств удастся вывести из "тени" в результате этой акции. Рассчитывают на десятки миллиардов дол

Россия готовится с 1 января 2006 года на шесть месяцев провести налоговую амнистию для своих граждан. В российском правительстве пока точно не знают, сколько средств удастся вывести из "тени" в результате этой акции. Рассчитывают на десятки миллиардов долларов, хотя реально будет легализировано намного меньше. На данном этапе амнистия воспринимается двояко: то ли это новый завуалированный метод финансовых репрессий Кремля, то ли это элемент стратегии по улучшению крайне испорченного инвестиционного имиджа России

Российская налоговая амнистия, одобренная правительством 11 августа, намерена вернуть в государственную казну не менее $10 млрд., хранящихся у граждан на счетах иностранных банков и в виде незадекларированных сбережений внутри страны. Тем не менее, это самый оптимистический прогноз, в реализацию которого не верят ни официальные лица в Кремле, ни независимые эксперты. В ходе заседания правительства министр финансов РФ Алексей Кудрин на вопрос, сколько денег планируется вернуть из-за рубежа, ответил весьма дипломатично: "Это самая сложная часть налоговой амнистии".

Российские власти на самом деле и не пытаются легализовать как можно больше денег, поскольку те же $10 млрд. в случае, когда они будут возвращены в Россию, могут нарушить стабильность финансовой системы страны.

В частности, большая сумма возвращенных средств негативно повлияет на уровень инфляции в России. Независимо от результата амнистии, по нему можно будет более или менее объективно судить, какую общую сумму денег россияне скрывают от власти. По предварительным оценкам, она колеблется в достаточно широком диапазоне: от $10 до $50 млрд. И это только деньги частных лиц.

Затеянная властями России амнистия не касается юридических лиц. По отношению к компаниям, вывозящим финансовые средства за рубеж, у правительства РФ достаточно жесткая позиция, которая сводится примерно к следующему: если люди будут готовы простить компании, которые украли десятки или сотни миллиардов рублей, тогда можно будет говорить об амнистии и для этих компаний. Вряд ли стоит ожидать, что российские власти будут проводить нечто вроде референдума, чтобы узнать, готовы ли граждане простить казнокрадов. Подобный референдум невозможен хотя бы по той причине, что он несет в себе вероятность уничтожения излюбленной властями формы корпоративных репрессий, которая проявляется в виде налоговых претензий к неугодной компании.

Не в деньгах счастье

Вполне возможно, что налоговая амнистия для граждан как раз и является некой подготовкой к экономическим репрессиям уже на уровне граждан. Согласно заявлению Кудрина, после амнистии, в случае выявления преступлений налогового характера, к гражданам будут применяться более жесткие виды наказания. Какие именно, сейчас говорить трудно, поскольку, по словам того же Кудрина, пока не предвидится ужесточения действующего законодательства по налоговым преступлениям. В то же время планируется провести модернизацию технического обеспечения налоговых инспекторов и повысить эффективность их работы. Помимо прочего, есть намерения обновить базы данных налогоплательщиков.

Не исключено, что такая база данных будет создана для регистрации добросовестных граждан, которые решатся задекларировать все свои теневые доходы. По отношению к ним правительство обещает не применять никаких наказаний, по крайней мере, на время амнистии.

Вызывает любопытство тот факт, что российские власти предложили гражданам не очень выгодную схему легализации доходов. Во-первых, лицо, решившее задекларировать свои деньги за рубежом, должно будет заплатить 13% подоходного налога, т. е. ту налоговую ставку, которая сегодня существует в России для налогообложения доходов физлиц.

В ходе обсуждения механизмов налоговой амнистии выдвигались предложения снизить ставку до уровня 7%, но российский Минфин посчитал, что и 13% будет достаточно, поскольку этот уровень ставки налогообложения стабильный и меняться не будет.

Во-вторых, сама процедура легализации предполагает, что деньги из-за границы будут переводиться исключительно на счета российских банков. В банки также необходимо будет нести валюту, которая находится у россиян дома.

Как считает глава российского Минпромполитики Герман Греф, сама амнистия не является панацеей от оттока финансовых средств за рубеж. Остановить этот процесс может только благоприятный инвестиционный климат в стране. После резонансных конфликтов между правительством и корпорациями Россия нуждается в улучшении своего инвестиционного имиджа. Налоговая амнистия для граждан может стать элементом улучшения этого имиджа, поскольку после ее более или менее успешного проведения появится возможность заявить, что рядовые россияне доверяют экономической политике государства. После этого Кремль может искать способы, позволяющие продемонстрировать, что и бизнес преисполнен доверия к властям.

Ждем амнистии у нас

Каков бы результат ни дала налоговая амнистия в России, она может стать полезной и для Украины. Большинство акций подобного рода чаще всего проводятся новым правительством, только что пришедшим к власти. Во многом это можно объяснить тем, что наиболее активными участниками амнистии являются как раз финансовые круги, близкие к новой власти и поддержавшие ее приход. У них есть те дополнительные гарантии, которые не может обеспечить закон, даже если он формально предоставляет защиту от криминальной ответственности за получение нелегальных доходов.

Новая украинская власть на фоне постреволюционной эйфории потеряла шанс инициировать амнистию капиталов. Возможно, это не было сделано сознательно, чтобы показать, что новая власть не имеет "теневых" финансов. С другой стороны, в Украине ни разу не была проведена амнистия капиталов, хотя вопрос об этом поднимался неоднократно. Последний раз инициатива исходила от президента Леонида Кучмы, когда в начале прошлого года он передал в Верховную Раду законопроект о легализации доходов физических лиц, не плативших налоги и сборы. Тогда предложение президента рассматривалось через призму будущих выборов, и многим тогдашним оппозиционерам эта инициатива представлялась механизмом аккумуляции денежных средств на предвыборную кампанию. В конечном итоге законопроект Кучмы не получил поддержки.

Теперь украинское правительство на примере России получает возможность понаблюдать, как проводить амнистию в относительно спокойных и стабильных условиях развития страны. Если, конечно, такие условия сохранятся после мартовских выборов в парламент 2006 года.

Амнистия может быть полезна для Украины хотя бы по одной причине — узнать, сколько денег нелегально вывезено из нашей страны за рубеж. Согласно данным отечественной налоговой администрации, в период с 1996 по 2001 годы общая сумма вывезенных средств составляла $20 млрд. На сегодняшний день это гораздо больше, ведь, как сообщает СБУ, только в ноябре 2004 года, в разгар президентских выборов, отток денег за границу превысил $1 млрд.

Сколько дает государству налоговая амнистия?

Формула для вычисления объема вывезенных средств достаточно проста. При самых успешных программах легализации капитала удается вернуть в бюджет до 3% нелегальных средств. Правда, как показывает мировая практика, этот показатель редко превышает 1%. То же касается и массовости добровольного участия граждан в программах легализации денежных средств. В истории было не много случаев, когда легализация приобретала массовый характер. В 1982 году в Италии 1,2 млн. человек легализировали свои капиталы, а в 1997 году это осуществили 350 тыс. граждан Индии. В обеих странах процесс проходил под аккомпанемент масштабной общенациональной рекламной кампании, что в конечном итоге и дало свой позитивный эффект. Тем не менее, в других странах легализацию проводят без особой помпезности, предлагая участвовать в ней тем, кому это нужно.