Полная инвентаризация

Дмитрий Скорняков, первый заместитель генерального директора HarvEast Holding, о том, как за год изменился аграрный бизнес Рината Ахметова


Более года назад на аграр­ной карте Украины появил­ся новый игрок. В результате покупки группой СКМ Мариупольского метзавода им. Ильича образовался холдинг HarvEast. Ключевые профит-центры аграрного бизнеса Рината Ахметова — растениеводство и животноводство. Непрофильные активы, которые остались в наследство от предыдущего собственника, HarvEast активно распродает. "Я не вижу смысла в гигантомании", — объясняет первый заместитель генерального директора HarvEast Holding Дмитрий Скорняков. "Инвестгазете" он рассказал, как проходила реструктуризация бизнеса, какого результата удалось достичь за год и каким руководство видит холдинг через пять лет.

Дмитрий, вы в HarvEast с момента основания компании. Расскажите, какие изменения произошли за год?

С точки зрения бизнеса мы ничего не меняли, а фактически создали компанию с нуля. В состав холдинга вошли более 70 обособленных агроцехов, каждый со своим директором и административным аппаратом.

В первую очередь необходимо было произвести инвентаризацию активов — понять, какие из них могут работать эффективно и что для этого нужно сделать. Существовало более 20 направлений деятельности: овощеводство, свиноводство, КРС, птица, растениеводство, переработка, разведение рыбы и т. д. Невозможно эффективно заниматься всем одновременно. Поэтому нужно было определить, на чем мы концентрируемся — от каких направлений отказываемся, а какие трансформируем. Были определены приоритетные направления (расте­ниеводство и молочное животноводство), найдены точки роста и сформировано стратегическое видение по ним.

В прошлом году мы провели полную реструктуризацию наших активов, объединив агроцеха в 17 кластеров — каждый со своей специализацией. Растениеводческие управляют земельным банком 15-20 тыс. га.

Также необходимо было наладить элементарную отчетность, так как в принципе никакой отчетности не существовало, никто никогда не слышал слово "бюджет". Необходимо было поставить под контроль и централизовать основные операции — закупки, продажи, финансы, учет земельного банка и т. д.

Стратегия развития уже принята? В чем она заключается?

Мы еще работаем над этим. Планируем представить стратегию на утверждение акционеров к осени. Но уже могу сказать, что цель — амбициозная: стать лидирующим аграрным холдингом в Украине. Ключевая задача — достичь показателя EBITDA на уровне $300 с гектара.

Известно, что в украинском АПК существует проблема с кадрами топ-уровня, и многие аграрные компании приглашают специалистов из-за рубежа. Как решали кадровую проблему в HarvEast?

Мы тоже не обошлись без привлечения иностранных специалистов. На сегодняшний день в компании работают специалисты, пришедшие из ведущих украинских и российских аграрных компаний, а также из аудиторско-консалтинговых компаний "большой четверки".

В наследство от "Ильич-Агро" вашей компании досталось много непрофильных бизнесов. Например, ферма по разведению рыб ценных пород, псарня, конеферма... Что будете делать с ними?

Нам в наследство достался даже зоопарк (смеется). Его организовал руководитель одного из агроцехов. Это было его хобби. Впоследствии мы подарили ему этот зоопарк.

Что касается большинства непрофильных активов, в том числе ДП "Рыбак", которое занимается разведением рыб ценных пород, то это не тот бизнес, который мы планируем развивать. Поэтому эти активы выставлены на продажу, часть активов уже продана.

Мы также запустили проект по поддержке предпринимательства в сельской местности: передаем в льготную аренду неиспользуемые холдингом объекты — свинофермы, птичники, мельницы и т.д. — частным предпринимателям. Подобный проект позволяет сохранить инфраструктуру и создать альтернативные рабочие места, чего так не хватает в селах.

Ранее все предприятия, входящие в ММК им. Ильича, обеспечивались продукцией с аграрных активов, которые входили в группу. Изменилась ли сейчас эта схема?

Ранее сельскохозяйственные активы ММК не рассматривались как бизнес, а были, скорее, продовольственной базой комбината. Мы отказались от подобной схемы, хотя продолжаем сотрудничать с компанией, которая также выделилась из состава комбината им. Ильича и занимается переработкой сельхозпродукции. Но это уже бизнес-отношения.

Каких результатов достигла компания за год работы?

В 2011 году наши активы впервые достигли положительного финансового результата: EBITDA составила 49 млн. грн. Если сопоставить эти цифры с показателями 2010 года — минус 84 млн. грн., то это кардинально лучший результат. По мнению менеджмента, это доказывает правильность выбранного направления развития холдинга.

В начале этого года мы впервые начали экспорт зерна — ранее наши активы были ориентированы на внут­ренний рынок. В наших планах — экспортировать до 30% урожая 2012 года.

Еще один положительный результат — существенный рост заработной платы на активах. В среднем в 2011 году заработная плата увеличилась на 40%.

В одном из интервью вы говорили, что акционеры поставили перед вами задачу "вывести холдинг в прибыльный, стабильно работающий бизнес, в котором бизнес-процессы будут соответствовать всем стандартам и требованиям, предъявляемым к публичной компании" и подготовить холдинг к возможному будущему IPO. Достигли цели?

Планов по выходу на IPO на данный момент у нас нет. Но, быть, как говорится, "айпиолибл", то есть создать компанию, которую в любой момент можно разместить на бирже, нам необходимо. И мы уже делаем первые шаги на внутреннем рынке капитала — в мае-июне этого года HarvEast выпустит облигации на сумму 300 млн. грн.

Аграрные активы "Смарт-холдинга" планируете интегрировать в ваш холдинг? Есть уже какие-либо договоренности?

Нет. Подобных планов пока нет.

Во что и сколько HarvEast инвестирует в текущем году?

Совокупно в 2011-2012 годах будет инвестировано около 230 млн. грн. В основном — в закупку современной сельхозтехники. Кроме того, на этапе планирования находится проект строительства элеватора в Донецкой области.

В этот проект будете инвестировать сами или будут привлекаться заемные средства?

Повторюсь, мы пока еще на этапе проектирования. Но оба варианта финансирования возможны.

Рассматриваете покупку существующих мощностей?

Хотелось бы строить с нуля, так как здесь очень важна логистика, и переоборудование также требует немалых инвестиций. Однако в случае получения интересных предложений о покупке мы обязательно их рассмотрим.

Какой сегодня у компании кредитный портфель?

Порядка 200 млн. грн. Но мы активно его погашаем.

Ранее аналитики оценивали агрохолдинг HarvEast в $300 млн. Эта оценка близка к действительности?

Это — как минимум (смеется). На самом деле оценивать активы могут только акционеры, поэтому этот вопрос — к ним.

Какой вы хотите видеть компанию лет через пять?

Через пять лет я хотел бы с гордостью сказать, что у нас самый рентабельный гектар среди всех аграрных холдингов. Для этого нам нужно не только внедрить современные технологии и организовать внутренние процессы, но и развивать собственную инфраструктуру. Вертикальная интеграция в этом случае — неизбежна. Ну и, конечно, максимальная прозрачность бизнеса для акционеров и потенциальных инвесторов.