Полная стерилизация

1 октября вступила в силу новая редакция Закона "О выборах народных депутатов Украины". Специалисты и эксперты медиарынка считают, что она фактически лишает СМИ возможности заниматься профессиональной деятельностью во время избирательной кампании

1 октября вступила в силу новая редакция Закона "О выборах народных депутатов Украины". Специалисты и эксперты медиарынка считают, что она фактически лишает СМИ возможности заниматься профессиональной деятельностью во время избирательной кампании

Несмотря на то, что свобода слова оговорена в Конституции, новая редакция закона о выборах содержит ряд статей, направленных на ее ограничение.

В частности, ст. 66 закона о выборах народных депутатов практически любая деятельность по освещению выборов отнесена к предвыборной агитации. Кроме того, говорится, что агитация может проводиться исключительно за счет средств партий и блоков или за государственные средства. То есть получается, что СМИ имеют право освещать выборы только при наличии финансирования от партий и блоков. Если же, например, политики приглашены для участия в предвыборных дебатах бесплатно, это будет считаться нарушением закона. Но как в таком случае можно говорить о выполнении прессой своей основной функции — предоставления общественности точной и непредвзятой информации?

Не имеют права комментировать предвыборный процесс, а также предвыборные программы депутатов и сами журналисты. Статьей 68 (п. 12) закона о выборах народных депутатов запрещено давать избирательному процессу любые оценки: "Освещение выборов в СМИ всех форм собственности в форме информационных сообщений, новостей и пр. осуществляется без комментариев и оценок, исключительно объективно, непредвзято и сбалансированно".

И, пожалуй, самой опасной нормой этого закона являются санкции. Теперь любое нарушение закона может оказаться причиной для временного приостановления действия лицензии или выпуская газеты (ст. 71, п. 10). Кроме этого, право "наказывать" СМИ предоставлено не только судам, Нацсовету по телевидению и радиовещанию, но и ЦИК и окружным избирательным комиссиям.

Например, ст. 71, ч. 9 запрещает распространение "неправдивых и клеветнических сведений о кандидатах, партиях и субъектах избирательного процесса". Спорить по поводу того, правдивые или нет сведения напечатаны в газете, можно, но вынесение окончательного решения по этому вопросу должно быть все-таки прерогативой суда, а не окружных избирательных комиссий. По мнению представителя Комитета избирателей Украины Александра Черненко, скорее всего, сама ЦИК будет под пристальным вниманием общественности, а крупные партии не захотят "пачкать" свою репутацию, связываясь с закрытием СМИ. Однако окружные комиссии вряд ли удержатся от соблазна воспользоваться таким правом. Не упустят возможности закрыть неугодное издание в регионе и "технические" партии и кандидаты.

Есть варианты

На прошлой неделе новая редакция закона о выборах стала поводом для многочисленных обсуждений на разных уровнях. Цель одна — убрать из закона спорные моменты и сделать работу СМИ во время выборов свободной и безопасной. Идеальный вариант — внести изменения в закон о выборах народных депутатов. Над этим сейчас работает группа под руководством спикера Верховной Рады Владимира Литвина. Во время недавней напряженной встречи с руководителями девяти телеканалов предлагалось определиться с противоречивым ныне понятием "политическая реклама" и агитация, четко разделить рекламный ролик и информационное сообщение; ответить на вопрос, могут ли иностранные журналисты комментировать избирательный процесс. Кроме того, предлагается разрешить ЦИК инициировать отзыв лицензии на деятельность телеканала, нарушившего закон, только в том случае, если нарушение не устранено в течение одного дня с момента получения предупреждения.

Параллельно над поправками к закону работает Комитет Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации. Секретарь комитета Николай Баграев уверен в необходимости изменений, поскольку иначе на период выборов нужно будет "закрыть все новости" или делать их полностью "стерильными".

По его мнению, парламент скорее всего с пониманием отнесется к небольшому количеству поправок, тем более, это еще одна возможность для депутатов продемонстрировать свою лояльность к прессе. Проблема может возникнуть не столько из-за существующего запрета вносить поправки в закон о выборах за 240 дней, сколько из-за опасения, что вместе с нормами, регулирующими работу СМИ во время выборов, будет предпринята попытка внести и другие поправки, например, повысить проходной барьер.

Есть и другой путь решения проблемы, а именно — разъяснение ЦИК спорных норм и положений закона. Они могут быть разработаны совместно с экспертами, выписаны в доступной форме и выданы в виде постановления ЦИК или Верховной Рады. Впрочем, как считают в ЦИК, доработка закона более предпочтительный вариант.

Возможно, пора сказать свое веское слово и президенту страны. В свое время Леонид Кучма на время выборов вводил мораторий на проверку СМИ. Правда, комитет ВР по вопросам свободы слова уже зарегистрировал постановление о запрете любых проверок СМИ во время избирательного процесса. Осталось его только принять.