Получить картбланш

Весь минувший год много говорилось о перспективах развития в Украине негосударственных пенсионных фондов. По различным прогнозам они уже в ближайшие годы аккумулируют миллиардные активы. Законодательством предусмотрено, что сам пенсионный фонд не занимает

Весь минувший год много говорилось о перспективах развития в Украине негосударственных пенсионных фондов. По различным прогнозам они уже в ближайшие годы аккумулируют миллиардные активы. Законодательством предусмотрено, что сам пенсионный фонд не занимается управлением активами, так как является неприбыльной организацией. В то же время следует помнить, что будущая пенсия участника фонда формируется не только из его взносов в НПФ, но и дохода от инвестирования этих денег, чем займутся специально создаваемые компании по управлению активами.

Предполагается, что между ними развернется жесткая борьба за средства фондов. Хотя, учитывая украинскую специфику, уже сегодня можно сказать, что часть фондов и КУА будут взаимоувязаны между собой и образуют замкнутые цепочки в структуре тех или иных групп влияния. Стоит отметить, что прежде чем создавать фонд, необходимо продумать его наполнение. Неплохим источником "накачивания" НПФ будут подконтрольные ФПГ, предприятия с многотысячным персоналом, а также компании в структуре естественных монополий.

Регуляторы, впрочем, не драматизируют ситуацию. Госфинуслуг как всегда пытается бороться за прозрачность рынка, исходя из формальных признаков. Так, глава Госфинуслуг Виктор Суслов, наученный горьким опытом регулирования сферы страхования, "закручивает гайки" в своей части системы НПО (НПФ и администраторы). Философия регулятора заключается, например, в том, что компании "происхождением" из глухих деревень, не должны и близко подпускаться к рынку НПО. Хотя, "прописка" компаний вряд ли возымеет какое-либо действие на добросовестность или недобросовестность их работы на рынке. Аккумулировать громадные средства смогут как раз монополисты, крупные ФПГ и банки, вовлекая в свои "пенсионные империи" крупных клиентов. Такой колосс скорее имеет шансы обанкротиться, в особенности, если в подобных структурах не будет присутствовать трезвый расчет по распределению рисков и ответственности. Учитывая, что ключевую роль в работе системы НПО будут играть КУА, Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку намерена тщательно отслеживать связанность этих компаний с теми же ФПГ, что, впрочем, выглядит несколько иллюзорным.

Помимо специфической структуры формирующегося рынка негосударственных пенсионных вкладов есть ряд инфраструктурных проблем и законодательных брешей. Так, например, у ГКЦБФР и Госфинуслуг может возникнуть проблема с оперативностью изучения отчетности из-за отсутствия необходимого программного обеспечения.

Можно отметить и ряд других факторов риска вложения пенсионных денег в сегодняшнюю систему НПО. Это и отсутствие опыта управления подобными фондами у подавляющего большинства компаний, и непрозрачность деятельности участников системы. Так, например, Инвестгазете было отказано Госфинуслуг и ГКЦБФР в предоставлении информации об учредителях НПФ и КУА, что оба регулятора мотивировали неразглашением конфиденциальной информации. Впоследствии фактор закрытости может сыграть не на руку пенсионной системе, вызывая недоверие к ее участникам.

Низкая ответственность участников системы НПО также остается непреложным фактом. Разрешить эту проблему сможет внесение ГКЦБФР и Госфинуслуг соответствующих изменений в законодательство. Речь идет о введении уголовной ответственности для должностных лиц, которые будут причастны к управлению активами НПФ и администрированию фондов.

Эти и ряд других проблем становятся очевидными уже сейчас, на старте системы негосударственного пенсионного обеспечения, в которую окажутся втянутыми сотни тысяч людей и далеко не самых состоятельных.

Распределение функций и ответственности участников негосударственной пенсионной системы

Участник системы НПО

Требования к УФ

Функции

Контроль

Ответственность

Негосударстве

нный пенсионный фонд (НПФ)

Аккумулирование средств участников

Госфинуслуг

Компания по управлению активами (КУА)

300 тыс. евро.

Для КУА-АПФ — 300 тыс. евро.

Собственный капитал — не менее 200 тыс. евро

Операции с ценными бумагами; инвестирование средств НПФ; отчетность перед советом НПФ об операциях за счет активов фонда.

ГКЦБФР

Всем имуществом, резервным фондом в размере 25% от величины уставного фонда.

Компания-администратор

300 тыс. евро.

Для АПФ-КУА– 500 тыс. евро.

Собственный капитал — не менее 300 тыс. евро

Учет средств НПФ, передача их от НПФ к КУА; контроль стоимости чистых активов фонда; распределение инвестдохода; перевод денег в другой НПФ, банк или СК; контроль структуры портфеля НПФ

Госфинуслуг

Всем имуществом, собственным капиталом

Банк-хранитель

Минимальный 5 млн.евро

Хранение счетов и средств компании-администратора, активов НПФ или документов, подтверждающих права НПФ на активы; принятие на депозитные вклады части активов НПФ от КУА; контроль структуры портфеля НПФ и обоснованности операций КУА и АПФ по приобретению активов.

НБУ

Страховая компания

Для СК по страхованию жизни— 1,5 млн. евро

Расчет и осуществление аннуитетных (пожизненных) выплат участнику НПФ

Госфинуслуг