Последнее предупреждение

Госкомиссия по ценным бумагам закончила проверки торговых площадок. Две биржи оказались перед угрозой лишения лицензий. Руководитель аппарата Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) Михаил Непран заявил, что в ходе проверок нарушения лице

Госкомиссия по ценным бумагам закончила проверки торговых площадок. Две биржи оказались перед угрозой лишения лицензий.

Руководитель аппарата Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) Михаил Непран заявил, что в ходе проверок нарушения лицензионных условий были выявлены практически у всех бирж. "Каждый такой случай мы детально рассмотрим на ближайшем заседании Комиссии", — сообщил он. Имена самых "злостных" нарушителей чиновник раскрывать не стал. Однако в "черном списке" регулятора оказались как минимум четыре торговых площадки — Украинская фондовая биржа (УФБ), Украинская межбанковская валютная биржа (УМВБ), Киевская международная фондовая биржа (КМФБ) и Украинская международная фондовая биржа (УМФБ).

В официальном отчете ГКЦБФР о результатах проверок организаторов торгов в четвертом квартале прошлого года указано на целый ряд нарушений биржевиками лицензионных требований. Впрочем, во многих случаях они не особо тяжкие. Например, кто-то вовремя не подал в Комиссию квартальный отчет или забыл подписать справку о размере уставного фонда у главного бухгалтера. Тем не менее за такие нарушения чиновники намерены наказать провинившихся.

В ГКЦБФР говорят, что санкции к биржевикам могут быть применены разные — как предупреждение, так и штраф. Его минимальная сумма составляет 750 грн. Заплатить такие деньги ни для кого не составит особого труда. Однако, по словам Михаила Непрана, главное не сумма, а сам факт того, что биржу оштрафуют. "Лично я сторонник того, чтобы штрафовать на как можно большие деньги", — говорит он. По словам чиновника, в практике регулятора были случаи, когда нарушителям выписывали довольно крупные штрафы — до 10 тыс. грн.

Любопытно, что изначально чиновники были настроены более радикально. Ожидалось даже, что у некоторых мелких бирж после проверок заберут лицензии. Однако сейчас, по всей видимости, ситуация изменилась, и биржевики отделаются лишь "легким испугом". "Никто в Комиссии не ставит целью сократить количество торговых площадок, хотя все прекрасно понимают, что восемь бирж для нашего рынка очень много", — комментирует Михаил Непран.

Впрочем, две мелкие торговые площадки таки могут остаться без лицензий. Это УМФБ и КМФБ, которых чиновники и раньше обвиняли в нарушении лицензионных требований. В частности, в ноябре прошлого года регулятор возбудил дело по факту совместной аренды этими биржами одного и того же зала для проведения торгов. Это, по мнению чиновников, является прямым нарушением условий выдачи лицензии на деятельность обеих торговых площадок.

В ходе недавних проверок чиновники обнаружили, что данное нарушение не было устранено, как того требовал регулятор, и сейчас чиновники намерены повторно вынести им предупреждение.

Однако обвиняемые биржевики с решением регулятора категорически не согласны. Выявленные в ходе проверок нарушения биржевики называют просто придирками, и идти на уступки регулятору не намерены. "Я не собираюсь ничего устранять, так как это все незаконно, — заявляет председатель правления УМФБ Владимир Коваленко. — После составления проверочного акта в Комиссии должны были по факту выявленных нарушений возбудить соответствующее дело, и в течение 30 дней меня как руководителя биржи вызвать в ГКЦБФР для объяснений. Однако до сих пор этого не произошло, хотя акт был составлен еще 29 декабря 2005 года. Выносить этот вопрос на рассмотрение Комиссии без моих объяснений просто незаконно".

В КМФБ отрицают наличие каких-либо проблем с регулятором. "У всех бирж бывают мелкие нарушения. Ничего страшного в этом нет", — уверяет председатель правления этой торговой площадки Андрей Казаков. Тем не менее, последовав примеру соседей, в КМФБ также решили подать иск в суд, которым намерены обжаловать предписания чиновников ГКЦБФР. "Посудимся чисто формально. Если надо будет что-либо доказывать — надеемся, что это судебное дело мы выиграем", — уверен Андрей Казаков.