Правительство заигрывает с инвесторами

В ближайшее время публичным украинским компаниям, хотят они того или нет, придется стать более прозрачными. Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку начнет разработку новых, более строгих требований к объему и раскрытию информации, которую должны с

В ближайшее время публичным украинским компаниям, хотят они того или нет, придется стать более прозрачными. Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку начнет разработку новых, более строгих требований к объему и раскрытию информации, которую должны сообщать о себе украинские предприятия-эмитенты ценных бумаг. К тому же отечественные компании обязаны будут иметь документально оформленную стратегию по раскрытию информации. Эти требования были заложены в "Плане мер по реализации основных направлений развития фондового рынка Украины на 2006-2010 годы", утвержденного Кабинетом Министров на прошлой неделе

Бумажное море

Украинские предприятия гораздо скупее на информацию, чем западные. Компании могут не желать афишировать свои налоговые схемы, платить дивиденды миноритариям либо защищают свой бизнес от посягательств. Ведь иногда всеобщее внимание, которое приковывают к себе публичные компании, оборачивается для них серьезными неприятностями. "Когда компания выходит на биржу и публикует прозрачную финансовую отчетность, — считает финансовый аналитик Николай Свиридов, — около нее сразу появляется множество жадных до денег чиновников и других заинтересованных лиц, которые начинают копаться в сводках и искать скелеты в шкафу (вроде трансфертного ценообразования и прочих схем), а таковые всегда найдутся у предприятий, образовавшихся в результате приватизации". По данным прошлогоднего исследования Standard&Poor's, в котором рассматривались 60 крупных публичных предприятий, средний уровень раскрытия информации составлял 46% от того объема сведений, которые, по мнению агентства, должны разглашаться прозрачными компаниями. Основными камнями преткновения, как и следовало ожидать, стали вознаграждения директорам и топ-менеджерам, финансовая отчетность, а самое главное процедуры, обеспечивающие права акционеров.

Однако в украинских законах в настоящее время существует немало пробелов, позволяющих компаниям сообщить о себе как можно меньше сведений при формальном соблюдении обязательных требований. Это относится к таким болезненным вопросам, как структура собственности и аффилированные лица. Украинские законы не требуют раскрывать характер отношений с фирмами, в которых предприятие участвует косвенно через другие фирмы. Аналогичная ситуация с реальными собственниками, владеющими предприятием через третьих юридических лиц. Поэтому компании указывают номинальных держателей акций, оставляя вне зоны видимости фактических владельцев бизнеса. Благоприятно для компаний, избегающих огласки определенных сведений, и то обстоятельство, что законы не требуют от них консолидированной финансовой отчетности по IAS или GAAP. Фирма вправе дать неконсолидированную отчетность либо отчетность, в которую включены показатели "дочек", но не "внучек". Получила большую популярность и практика выпуска облигаций так называемыми техническими компаниями. За их спиной стоят "материнские" фирмы, в интересах которых эти долговые ценные бумаги и выпускаются и которые таким образом формально освобождены от обязанности раскрывать свою отчетность в проспекте эмиссии и прочих обязательных документах. Наконец, нет четких регламентов по дивидендной политике. Таким образом, все эти возможности создавали благоприятную почву для "творческого подхода" к раскрытию информации. Теперь, согласно новому плану по реализации основных направлений развития фондового рынка Украины на 2006-2010 годы, Госкомиссия должна не только разработать типовой устав, но и регламентировать содержание годового отчета, который раньше заполнялся компаниями практически в произвольной форме. К тому же от эмитентов будут требоваться и новые документы: кодекс корпоративного поведения, стратегия по раскрытию информации, описание процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью (почти как по закону Сарбейнса-Оксли в США).

Кроме того, до конца 2006-го госорганы: Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), Минфин, Минэкономики и другие ведомства — должны разработать проект нормативного акта, согласно которому в Украине может быть принят закон об использовании инсайдерской информации. Кроме закона об уголовной ответственности за распространение инсайдерской информации, в "Плане развития фондового рынка" указано еще много других важных пунктов по реформированию рынка ценных бумаг. Ближайшая мера, которая должна быть принята, — это разработка и утверждение закона "О введении системы рейтингования субъектов хозяйствования и инструментов фондового рынка". Ранее необходимость рейтингования была предусмотрена только в постановлениях правительства и нормативных актах ГКЦБФР. Теперь же Госкомиссия должна разработать еще и закон о рейтинговании. Причем сделать это она должна за месяц — до конца апреля текущего года.

Перспективные сотрудники

Еще одним новшеством в документе стало стремление Кабмина до 2010 года внедрить во всех акционерных обществах несколько новых позиций, которые частной компании ни к чему, а публичной нужны обязательно. Прежде всего это должность корпоративного секретаря и специалиста по связям с инвесторами. Другими словами, советы директоров должны будут утвердить Положение о корпоративном секретаре и его аппарате. Последний, по мнению разработчиков плана, должен стать уполномоченным лицом, в задачи которого будет входить обеспечение соблюдения органами и должностными лицами Общества правил и процедур корпоративного управления, гарантирующих реализацию прав и интересов акционеров, а также организацию взаимодействия между Обществом и акционерами.