Предновогодние продажи-99 — повод для раздумий

В прошлом году предновогодние продажи в Internet составили около $3 млрд. Большинство аналитиков были искренне удивлены такой цифрой, которая в 3 раза превысила наиболее смелые прогнозы

В прошлом году предновогодние продажи в Internet составили около $3 млрд. Большинство аналитиков были искренне удивлены такой цифрой, которая в 3 раза превысила наиболее смелые прогнозы

КОМПАНИЯ Harris Interactive предсказывает, что за время рождественских праздников объем продаж в этом году достигнет $9,5 млрд. Это, по их мнению, означает, что примерно 32 млн. человек совершат покупки на сумму в среднем 297 долларов. Вероятнее всего, прорицатели опять ошибутся, уже сейчас ожидается, что в предновогодних Internet-распродажах примет участие не менее 100 млн. человек, которые купят всякой всячины на $30 млрд.

Лично я больше верю экспертам-оптимистам. В 1999 году наиболее динамично росли продажи именно тех товаров, которые имеют шанс попасть под новогоднюю елку или на новогодний стол — различные игрушки, электроника, товары для занятий спортом, для садоводства, бытовая техника, товары для дома, алкогольные напитки.

Насколько окажутся правы оптимисты и пессимисты можно будет сказать уже через несколько месяцев, а пока компании продолжают завлекать посетителей. Арсенал предновогодних стимуляторов потребителя не слишком широкий. Для виртуальных магазинов это, в первую очередь, обширный ассортимент и низкая цена, для реальных же продавцов важнее всего создать качественную атмосферу продаж.

Наиболее продаваемые категории товаров в Internet — это книги, компакт-диски, аудио- и видеокассеты, антиквариат, специфические устройства и приспособления, предметы коллекционирования — одним словом, как раз те вещи, которые люди обычно покупают как подарки. Поэтому для большинства Internet -компаний предновогодний период означает бум продаж

Сейчас потребители условно делятся на две категории. Для первых определяющим фактором при покупке является цена, вторые же согласны платить надбавку реального магазина за изысканный дизайн, милых девушек-продавцов, кулечки и прочие атрибуты реальной покупки... Украинцы пока не готовы доплачивать за ощущения при покупке, уровень местных доходов толкает людей на поиск наиболее дешевых подарков. И в этом плане Internet-магазины, будь они у нас, могли бы надеяться на значительную часть расходов граждан. Однако с развитием информационных технологий в Украине пока еще хуже, чем с доходами.

Большинство наших граждан вероятнее всего подарят детям конфеты и игрушки, женщинам — духи, мужчинам — галстуки, рубашки или одеколон. Хотя некоторым придется поднапрячься для того, чтобы просто накрыть новогодний стол.

Среди компаний, которые больше всего продадут рождественских подарков через Internet, конечно же будут eBay, Amazon.com, Altavista, Yahoo!, MiningCo. Однако вплотную к ним могут приблизиться компании, занимающиеся сравнительными продажами, предлагающие клиенту возможность сравнить цены различных поставщиков, и выбрать наиболее подходящий вариант. В конце ноября продажи таких компаний как MySimon и Pricewatch возросли на 71%, и в декабре этот рост продолжался. Чаще всего через эти компании покупают музыку, видео и книги.

Особенностью предновогодних продаж 1999 года стало активное эксплуатирование факта наступления нового тысячелетия. Многие сайты ввели категорию "Millennium Shopping" (www.altavista.com, www.millenniumshopping.com)

Многие потребители отмечают, что Internet-продавцы из-за значительно возросшего трафика в предрождественский период, не могут обеспечить качественное предоставление услуг. Компания Andersen Consulting провела исследование, во время которого ее сотрудники попытались купить 480 подарков на сайтах 100 лидеров продаж. В результате компания получила только 350 из закупленных товаров. Компания заявила, что около четверти всех тестируемых сайтов были вообще недоступны по тем или иным причинам. Еще одной наблюдаемой тенденцией стали существенные задержки в доставке. Так Andersen Consulting получала заказы с опозданием на 2-5 дней, причем менее популярные товары приходили почти всегда вовремя. Все это свидетельствует о том, что не только эксперты, но и сами продавцы недооценивают уровень продаж в текущем году.

Европейские компании ожидают прибыли около $1 млрд. на рождественских праздниках, однако уровень сервиса на европейских сайтах еще хуже, что может сказаться на снижении продаж ниже прогнозируемых. Согласно исследованию, проведенному компанией Jupiter Communications 65% онлайновых торговцев не в состоянии доставить заказанный товар в течение 48 часов даже по Европе. Эксперты Jupiter Communications делают вывод, что европейские Internet-компании тоже столкнулись с проблемой, когда они не могут удовлетворить стремительно растущий спрос.

Вероятно, уже после Нового года в Internet появится ряд новых торговцев, способных устранить проблемы, возникшие в конце 1999 года. В любом случае, предновогодние продажи"99 станут поводом для раздумий менеджеров многих компаний.