Преодолеть частнособственнические инстинкты

Несмотря на очевидную архаичность, лозунг коммунистической эпохи весьма органично вписывается в логику нынешней реформы госслужбы. Украинская власть пытается решить старую как мир проблему — конфликт интересов между желанием зарабатывать деньги и работать

Несмотря на очевидную архаичность, лозунг коммунистической эпохи весьма органично вписывается в логику нынешней реформы госслужбы. Украинская власть пытается решить старую как мир проблему — конфликт интересов между желанием зарабатывать деньги и работать на общественное благо. Найти разумный компромисс чиновникам удается далеко не всегда — прецедентов незаконного лоббирования или развития бизнеса за счет близости к власти и бюджетным средствам в Украине предостаточно. Уже по этой причине на любого бизнесмена, который решил уйти в госчиновники, смотрят косо и с особым интересом. Мол, еще один решил помочь своему бизнесу (или бизнесу своего кума, свата, брата и т. д.), используя властные полномочия.

Одними юридическими ограничениями решить эту проблему вряд ли удастся. Даже самую обширную и дотошную процедуру декларирования доходов и активов государственные чиновники могут "обойти" через формальную (мнимую) перепродажу бизнеса офшорным компаниям или простую передачу номинального управления школьному товарищу. В этом случае доказать юридическую связь между высокопоставленным чиновником и компаний N может оказаться весьма проблематичным даже при самом скрупулезном расследовании. Да и сам факт наличия собственного бизнеса у того или иного государственного служащего еще ни о чем не говорит. Плохо, когда этот служащий начинает использовать свои властные полномочия для развития собственного бизнеса или вытеснения конкурентов.

Можно, конечно, надеяться на "всевидящее око" правоохранительных органов — статьи об ответственности за превышение служебных полномочий и коррупционные действия в Криминальном кодексе Украины пока никто не отменял. Но и в этом случае система контроля будет далекой от абсолюта — уровень доверия к правоохранительным органам сегодня весьма невысок. Кроме того, необходимо думать и о системе контроля над самими силовиками — они тоже чиновники и тоже могут иметь собственные бизнес-интересы.

В мире конфликт "государственного" и "частного" интереса в работе госслужащих, наряду с соответствующим законодательством и силовыми ведомствами, помогает разрешить общественный контроль. СМИ и различные общественные организации подробно отслеживают деятельность высокопоставленных чиновников. Последствия публичных обвинений могут быть весьма серьезными, вплоть до отставки. Один из самых свежих примеров — отставка министра экономики и финансов Франции Эрве Гэмара. Уход с занимаемой должности восходящей звезды политического небосклона Франции стал неизбежен после того, как в середине февраля оппозиционная газета опубликовала впечатляющий список принадлежащей ему недвижимости. Ранее в интервью еженедельнику Paris-Match Гэмар заявил, что "как сын сапожника" он не может позволить себе иметь крупную недвижимость.

Украинским политикам, активно ратующим за честную власть, не обязательно разрабатывать новые драконовские законы по борьбе с коррупцией. Достаточно просто сделать работу чиновников и их собственность открытыми для общественности. Дальше общественность все сделает сама.

Прямая речь

Мы договорились: если бизнесмен входит в правительство, он публично показывает, что он продал весь свой бизнес, декларирует свое имущество и не имеет никакого отношения к предпринимательской деятельности.

(Виктор Ющенко, Президент Украины. Давос, Швейцария. Сообщение пресс-службы Президента Украины, 30.01.2005 г.)

Я даю слово чести — и я сказал новым членам правительства и главам администраций: если у меня будут на руках объективные доказательства, что человек занимается протекцией для своего бизнеса — этого будет достаточно для его отставки. Каждый человек, который будет пребывать на госслужбе, принесет публичную резолюцию, что он либо продал свой бизнес, либо передал его в другие руки. И этим он подтвердит, что никогда не будет заниматься лоббированием на пользу своего бизнеса. Процесс отречения новых чиновников от своего бизнеса состоится в течение 7-10 дней.

(Виктор Ющенко, Президент Украины. Сумы, 07.02.2005 г.)

Но, несмотря на всю нормативную базу, которая может быть самая совершенная, если не будет соответствующего духа, необходимой установки со стороны руководства стран, в частности со стороны правительства, то, по моему мнению, мы никогда не искореним коррупцию.

(Роман Зварыч, министр юстиции. 09.02.2005 г. газета "День")

Это не просьба Президента. Это его требование! И мы будем отслеживать, как оно выполняется. Если через месяц не будет исполнено, ими займутся Луценко и Турчинов, давайте фамилии.

(Александр Зинченко, Государственный секретарь Украины, 15.02.2005 "5 канал")