Придется поделиться

За пять минут до принятия главного финансового документа года парламентарии и министры решили одну из самых болезненных проблем бюджетного противостояния — проблему преференций для автопроизводителей и размера ввозной пошлины на импорт автомобилей. Произв

За пять минут до принятия главного финансового документа года парламентарии и министры решили одну из самых болезненных проблем бюджетного противостояния — проблему преференций для автопроизводителей и размера ввозной пошлины на импорт автомобилей. Производителям придется несладко — после отмены льгот рентабельность их бизнеса уменьшится. Импортеры могут передохнуть: ввозную пошлину установили в размере 20% от стоимости авто вместо запланированных 34,5%

"20% и 5%" — три раза пришлось повторить спикеру Владимиру Литвину размер ввозной пошлины на импорт автомобилей и машинокомплектов в ходе голосования по изменениям в бюджет-2005.

"20% и 5%" — трижды повторил министр финансов Виктор Пинзеник эти же цифры. Только после этого парламентарии поверили министру и проголосовали за законопроект. Против не выступил никто. Почетный президент корпорации "УкрАВТО" и глава наблюдательного совета Запорожского автозавода Тариэл Васадзе, если верить официальным результатам голосования, в момент решения судьбоносного для своего бизнеса вопроса вообще отсутствовал. На фоне напряжения и шума в зале при обсуждении автомобильной проблемы другие актуальные вопросы бюджетных взаимоотношений выглядели как-то мизерно и буднично.

Еще в начале прошлой недели Кабмин предложил повысить размер пошлин с действующих сегодня 15-20% от стоимости авто до 34,5%, параллельно упразднив все льготы для автозаводов по растаможиванию машинокомплектов и уплате НДС. Реакция производителей и импортеров была молниеносной. На следующий день после обнародования правительственного проекта бюджета представители компаний заявили, что рост цен на машины грозит резким сокращением объемов продаж и производства и уходом в "тень" части отечественного авторынка. Вероятность такого сценария была вполне очевидной. 34,5%-ная пошлина на импорт машин увеличивала общую налоговую нагрузку (и, как следствие, цену) на импортируемый автомобиль на 12-21%. Еще более ощутимый рост цен угрожал продукции отечественных автозаводов. Аналитики ЗАЗа прогнозировали рост цен на их машины на 25-30%.

В Кабмине поверили только импортерам, производителям отстоять свои льготы не удалось. В общих чертах свое отношение к этому вопросу премьер Юлия Тимошенко огласила прямо с парламентской трибуны. Прагматично, хотя и несколько эмоционально: "Если АвтоЗАЗу, который получил из бюджета два миллиарда при чистой прибыли 600 миллионов, нужно поделиться (с бюджетом — авт.), то имейте совесть просто".

На момент подготовки статьи у нас не было возможности ознакомиться с окончательным вариантом закона о бюджете 2005 года с учетом поправок относительно размеров пошлины на импорт авто. Однако первые выводы о влиянии новых "правил игры" на основных игроков авторынка можно сделать уже сейчас.

Рост пошлин до 20% стоимости авто не является основанием для роста цен на импортированные автомобили, поскольку налоговая нагрузка на них изменится крайне незначительно. Ведь параллельно с новыми пошлинами в бюджете предусмотрено и десятикратное уменьшение акциза — с 3-5% до 0,3-0,5% от стоимости машины. Более того, можно прогнозировать, что импортеры постараются потеснить позиции самого крупного оператора — корпорации "УкрАВТО" и Запорожского автозавода, лишенного льгот. Усиление конкурентной борьбы в среднем ценовом сегменте (авто стоимостью $10-15 тыс.) станет своеобразным фактором сдерживания роста цен — если корпорация Тариэла Васадзе резко увеличит цены на свои автомобили, ее позиции на рынке могут заметно ухудшиться.

Сегодня позиции "УкрАВТО" как маркетмейкера украинского авторынка кажутся нерушимыми, корпорация контролирует более 52% рынка новых авто и доминирует в большинстве ценовых сегментов. Соответствующий и запас финансовой прочности. Чистая прибыль в сумме более $100 млн., о которой упомянула Тимошенко, — лишнее тому подтверждение. При стабильном росте продаж машин в Украине этих ресурсов вполне достаточно для сохранения статуса "компании №1" и обеспечения работой и достойной зарплатой 21 тыс. работников АвтоЗАЗа, о которых так любит упоминать Тариэл Васадзе. Кроме того, после отмены преференций крупные автопроизводители вправе требовать смещения акцентов в правительственной поддержке отрасли сразу в нескольких направлениях.

Во-первых, наведения порядка на таможне. Манипулировать при начислении платежей в процессе растаможки после принятия бюджетных изменений станет легче. Ведь до нынешнего момента пошлины рассчитывались по смешанной системе — в % от стоимости машины, однако не менее стольких-то евро за кубический сантиметр объема двигателя (в зависимости от возраста машины). Теперь как для новых импортных иномарок, так и для подержанных автомобилей размер пошлин будет зависеть исключительно от таможенной стоимости, рассчитанной при пересечении границы.

Если нарушения закона на таможне будут носить столь массовый характер, как и раньше, количество "машин из Германии" на украинских базарах стремительно возрастет. В первую очередь, "бэушных", ведь пошлина на их ввоз по отдельным категориям даже уменьшилась. К примеру, если раньше за растаможку пятилетнего VW или Opel c объемом двигателя до 2,2 л. пошлина составляла 30% от стоимости (однако не менее 1,2 евро за 1 куб. см.), то теперь — только 20%, даже если не принимать во внимание уменьшение акциза.

Во-вторых, практической реализации широко декларируемого принципа "наше — краще". В том же законе о бюджете-2005 на финансирование закупок автомобилей для инвалидов предусмотрено выделение около 300 млн. грн. Очевидно, что заказы на их изготовление должны быть размещены на отечественных предприятиях.

В третьих, защиты рынка от российских производителей. Сейчас в Украине действуют квоты на импорт авто в размере около 21 тыс. машин в год, и они не подлежат обложению пошлинами на основании межправительственных соглашений между Украиной и Россией. После отмены льгот отечественным производителям Кабмин должен либо уменьшить размер квот, либо добиваться полной ликвидации льготной "растаможки".