Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Приятное с полезным

Современный спорт и особенно футбол — это не только средство физического и морального воспитания, сохранения здоровья и развлечения, но и гигантская индустрия с глобальным потребительским рынком и жесткой конкуренцией. Одно из самых грандиозных спортивных

Современный спорт и особенно футбол — это не только средство физического и морального воспитания, сохранения здоровья и развлечения, но и гигантская индустрия с глобальным потребительским рынком и жесткой конкуренцией. Одно из самых грандиозных спортивных событий начала следующего десятилетия — футбольный чемпионат Евро-2012 может состояться в Украине. Он может дать беспрецедентную возможность для национальных производителей стать частью мирового спортивного бизнеса

Существует два взгляда на содержание понятия "спортивная индустрия". В узком смысле в него включают лишь рынок спортивных товаров. Но в последнее время спортивная индустрия рассматривается более широко. По мнению большинства специалистов, она охватывает и отношения по поводу спонсорства, продажи прав на телетрансляции, трансферных соглашений. Общий объем рынка спортивной индустрии в мире достигает $200 млрд.

Основных субъектов рынка спортивных событий такого масштаба, как чемпионат Европы по футболу несколько. Это в первую очередь организаторы — спортивные федерации, лиги, компании или государственные учреждения, обладающие правами на продажу трансляций и спонсорских возможностей.

В Украине этими вопросами занимается Федерация футбола Украины и компания "Украина Футбол Интернэшнл", которая является эксклюзивным агентом ФФУ. Пожалуй, спонсорство команд или телетрансляций — один из самых простых и надежных способов стать полноправным участником футбольного события и тем самым привлечь к себе потенциальных потребителей.

Например, участие сборной команды Украины в Кубке мира ФИФА-2006 немедленно вызвало интерес активных отечественных производителей. Помимо постоянных спонсоров украинской сборной, первой свое желание "помочь" национальной и молодежной командам предложила компания "Киевстар", сумма спонсорского пакета которой составляет около $10 млн.

"Продолжая нашу добрую традицию поддержки проектов, представляющих Украину как молодое динамичное государство, где живут талантливые и целеустремленные люди, "Киевстар" с удовольствием сотрудничает с Федерацией футбола Украины, — комментирует Игорь Литовченко, президент компании "Киевстар". — Мы верим, что выступления нашей сборной на будущем чемпионате мира по футболу в Германии будут способствовать укреплению имиджа Украины в мире".

За желанием укрепить имидж страны можно разглядеть стремление укрепить имидж компании-спонсора. Не скрывает этот факт компания "Оболонь", которая за поддержку национальной команды и трансляций матчей из Германии "выложила" $5 млн.

"Для "Оболони" сотрудничество с ФФУ открывает новые возможности для продвижения своих брендов как на внутренних, так и на внешних рынках, — утверждает Александр Слободян, почетный президент ЗАО "Оболонь". — В мировой практике спонсорством подобных спортивных мероприятий регулярно выступают такие марки, как Amstel и Heineken".

Заработать могут все. Или почти все

Сделать доступным для миллионов самое массовое из всех шоу — футбол — могут телекомпании, приобретающие права на трансляцию (до 70% доходов организаторов крупных соревнований). Кроме того, благодаря СМИ спорт становится все более привлекательным для спонсоров. О стоимости телетрансляций матчей Евро-2012 и суммах, которые предстоит выложить спонсорам, говорить, конечно, рано. "Например, на предстоящем чемпионате мира 2006 года есть предложения по спонсорам телетрансляций финальной части чемпионата на территорию Украины — это от пятисот тысяч до трех с половиной миллионов долларов", — рассказывает Сергей Омельченко, маркетинговый директор компании "Украина Футбол Интернэшнл". Такую маркетинговую коммуникацию специалисты считают одной из наиболее эффективных. Рынок спортивного спонсорства, сложившийся за последние несколько лет, пока не характеризуется высокой степенью конкуренции в отношении главных событий и персонажей мира спорта.

Спонсорство именно футбола имеет под собой серьезные основания. Например, по результатам исследований, проводившихся в Германии, реклама на телевидении мешает 64% немецких мужчин, 57% женщин, 77% студентов. В целом это неизбежное зло досаждает 60% немцев. А вот щитовую рекламу во время футбольных матчей не переносят лишь 32% жителей Германии. Также и появление связанной с футболом рекламы на ТВ оскорбляет чувства лишь 43% опрошенных.

Привязываться к Евро-2012 всем крупным отечественным производителям не стоит. Футбол, несмотря на свою массовость, определяет достаточно специфическую аудиторию, которая, в свою очередь, является потребителями определенных товаров и услуг. Например, в России трансляция каждого футбольного матча чемпионата мира сопровождается примерно 55 рекламными роликами. В среднем 13 из них (24%) рекламирует пиво, 12 (22%) — электронную и бытовую технику, 9 (16%) — средства личной гигиены, 7 (13%) — безалкогольные напитки и продукты питания, 6 (11%) — автомобили и аксессуары, 4 (7%) — операторов сотовой связи. Следовательно, производителям именно этой продукции стоит обратить особое внимание на продвижение своих товаров с помощью больших футбольных турниров.

Несомненно, рынок спортивных товаров в течение последних несколько лет в стране активно развивается. Но, как и на любом растущем рынке, в Украине есть свои проблемы. Например, эксперты отмечают достаточно сильное влияние иностранной спортивной индустрии как на сферу дистрибуции, так и на розницу. В стране недостаточно собственных дистрибьюторов, и зачастую оптовики и ритейлеры работают через российские представительства и дистрибьюторов зарубежных стран. Еще одна проблема, по мнению специалистов, это сильное влияние на рынок немагазинного ритейла. Для населения пока актуален сегмент дешевых товаров. Сектор спортивных товаров класса "премиум" фактически не занят, поскольку спрос на такую продукцию невелик. Следовательно, в активе крупных отечественных производителей, а также представительств иностранных фирм достаточно времени, чтобы занять эту нишу, особенно в городах, в которых планируется проведение игр, а именно: Киеве, Донецке, Днепропетровске и Львове.

Заработать также удастся непосредственно футболистам, ведь футбол, как и любое спортивное зрелище, рождает своих героев. Звезды спорта известны не меньше популярных киноактеров и эстрадных исполнителей. Они становятся не только объектами обожания, но, что более важно, образцами для подражания миллионов. А значит, хотят они этого или нет — герои спорта оказывают неоценимую поддержку продавцам спортивной одежды и обуви, снарядов и тренажеров, аксессуаров и специального питания. Мировой рынок спортивных товаров, по разным данным, составляет сегодня от $120 млрд. до $150 млрд.

На мероприятиях подобного уровня зарабатывают не только отдельные люди, команды и компании, но также и страна. Сколько заработает Украина, пока не может сказать ни один финансист. Зато о проблемах, которые стоят на пути к чемпионату, известно всем. В первую очередь гостиницы и кэмпинги, дороги, аэропорты, спортивные сооружения и законодательная база страны не готовы к принятию третьего по значимости спортивного события в мире. Если реконструкцию дорог и стадионов может взять на себя государство, то гостиниц и кэмпингов в нужном количестве и качестве оно обеспечить не в силах.

Отечественный футбол растет

Впрочем, Евро-2012 — это довольно-таки неблизкое будущее, особенно для украинских компаний, которые планируют свои бюджеты на год вперед и совершенно не готовы говорить о каких-либо вложениях или планах на семилетнюю перспективу. В то же время уровень внутреннего чемпионата растет уже сейчас. Профессиональная футбольная лига Украины и ее маркетинговый партнер "Медиа Спорт Промоушен" в этом году всерьез взялись за трансляцию матчей высшей лиги. Например, клубы, которые заключили определенные договоренности, уже сейчас получают $13 тыс. за трансляцию домашнего матча.

18 октября этого года на заседании ПФЛ наконец решили вопрос с телевизионным пулом чемпионата Украины. На данный момент пакет подписан 14 клубами элиты. Что касается каналов, то в пул будут включены два: ТРК "Украина" и УТ-1. Начиная с весны следующего года, трансляция будет происходить в субботу и воскресенье. Причем, в каждом из дней будут показываться по два матча — в 16.00 и 18.00 (в летнее время — 17.00 и 19.00). Наверное, украинским производителям стоит призадуматься: все-таки четыре матча в неделю и, соответственно, около семи часов трансляции — это немаленькие активы в спортивной индустрии. Причем эта ниша на просторах нашей страны пока что свободна.

К тому же, впервые за 14 лет просматривается рост рейтинга трансляции игр национального чемпионата. "Если раньше рейтинг трансляции матча на УТ-1 без участия "Динамо" составлял примерно 0,5%, то сейчас это уже 1%, а с участием "Динамо" — 1,5%", — рассказывает Сергей Харченко, представитель "Медиа Спорт Промоушен".

Позитивной динамике роста отечественного футбола также будет способствовать повышение качества трансляции. Шесть камер и два повтора опасных моментов уже с начала следующего сезона обещает Сергей Харченко. Что касается спонсорского пакета, то, как отметили в "Медиа Спорт Промоушен", в него будут входить представления спонсора до матча, упоминания комментатором во время трансляции каждого домашнего матча команды (комментатор будет рассказывать о генеральном спонсоре клуба с пятисекундным показом логотипа компании), а также размещение логотипов на щитах вокруг футбольного поля.

Впрочем, есть и еще один способ заработать, возможно, более эффективный, чем все вышеприведенные. Это букмекеры, ради которых, по мнению многих, делается все в мире профессионального спорта.

Первый опыт

Украина "потренировалась" в проведении шоу — правда, не спортивного и не такого высокого уровня, как футбольный чемпионат. Но все-таки это было международное шоу — песенный фестиваль "Евровидение" в мае 2005 года в Киеве.

Государство выделило на него 67 млн. грн. из бюджета. Национальная телерадиокомпания, распоряжавшаяся деньгами, сэкономила около 10 млн. грн. и за счет конкурса укрепила свою материально-техническую базу. В ходе подготовки НТКУ провела 73 тендера, на которых отобрала более 200 фирм-подрядчиков и заключила 162 договора на выполнение работ.

Поступления от продажи билетов составили 5226,1 тыс. грн. По данным НТКУ, было напечатано 11 ценовых категорий билетов (от 25 до 1500 грн.), продано было около 57% билетов.

НТКУ привлекла около 10 млн. грн. спонсорских средств.

Благодаря Евровидению, Киев в мае 2005 года посетило в 2,6 раза больше туристов, чем в мае 2004 года.

После проведения конкурса его главный организатор (в то время — президент НТКУ) Тарас Стецькив заявил, что уровень проведения конкурса должен привести к значительному повышению привлекательности Украины, в связи с чем правительство ожидает увеличения объема прямых инвестиций в течение года до $1 млрд.