Приватизация становится рычагом для подъема экономики

История проведения приватизации в Украине уходит корнями в начало 90-х и для нее характерны как недостатки, так и достижения. Именно от их осмысления и соответствующего реагирования сегодня зависит успех проведения процесса приватизации в дальнейшем. Глав

История проведения приватизации в Украине уходит корнями в начало 90-х и для нее характерны как недостатки, так и достижения. Именно от их осмысления и соответствующего реагирования сегодня зависит успех проведения процесса приватизации в дальнейшем. Главное — это то, что уже начался процесс прихода на предприятия реального собственника, не только пользующегося правами, которые ему дает собственность, но и несущего за нее ответственность

Сегодня для каждой страны очень важна интеграция в систему международного разделения труда. При этом важно быть не просто в этой системе, а найти в ней достойное место. Это, в свою очередь, зависит от динамики развития национальной экономики, степени ее открытости, умения приспособиться к непростым и динамичным условиям мировой системы хозяйствования. В то же время тенденции развития, которые прослеживаются в украинской экономике последние десять лет, свидетельствуют о том, что не все благополучно. Структура промышленного производства и отечественного экспорта подтверждают "сползание" Украины в сторону сырьевого придатка рыночно развитых стран. Так, в 1991 году на базовые отрасли, имеющие большую долю "грязного" производства, от которого развитые страны стараются избавиться, приходилось 25,6% промышленного производства. На начало 2000 г. удельный вес указанных отраслей возрос до 59%, что вдвое больше, чем в развитых странах. В то же время удельный вес машиностроения за это время снизился с 30,7% до 13,8%, а удельный вес легкой промышленности — в 8 раз. Если к этому добавить, что сырьевая и полуфабрикатная направленность промышленного производства ведут к увеличению энергоемкости единицы ВВП, которая за 1991 — 1999 годы возросла почти вдвое и достигла 1,91 кг условного топлива на $1 ВВП (для сравнения в странах ЕС этот показатель составляет 0,2 кг), что техногенная нагрузка на природную среду достигла опасной черты, тогда можно понять, что ждет Украину в мировой экономической системе, если подобные тенденции и качественные характеристики сохранятся в дальнейшем.

О том, что нужно сделать по крайней мере в ближайшие 5 лет для того, чтобы не "сползти" на "задворки" Европы и мировой цивилизации, говорится в Послании Президента Украины от 22 февраля 1999 года, а также мерах правительства по его реализации. Одним из рычагов удержания Украины от опасного "сползания" является широкомасштабная, грамотно организованная приватизация, опирающаяся на мировой опыт. К сожалению, целый ряд объективных и субъективных факторов не позволили за прошедшие годы в достаточной мере использовать возможности этого процесса. Выбор технологии приватизации, заложенной в приватизационное законодательство в 1992 году, определялся, в первую очередь, политическими целями и в значительно меньшей степени был ориентирован на обеспечение ее эффективности. Сыграли свою роль и консервативность населения, преобладание социалистических стереотипов, экономическое господство директоров государственных предприятий и председателей совхозов и колхозов. Коллективистские реформы М.С. Горбачева в сфере управления предприятиями, наделившие коллективы наемных работников правами собственника без имущественной ответственности, толкнули на путь коллективизации практически всю производственную сферу экономики: к колхозам на селе добавились колхозы на предприятиях. Все это определило основные параметры украинской приватизации 1992 — 1998 годов. "Арендозация" с дальнейшим выкупом арендаторами своих предприятий по символическим ценам, бесплатная сертификатная приватизация с дозированным допуском населения к объектам приватизации и массой финансовых посредников практически не оставила места для стратегического инвестора, который, кроме желания получить контроль над объектами приватизации, имеет еще и средства для инвестирования в новые технологии производства и управления, и, наконец, умеет работать в условиях рыночной экономики.

Единичные прорывы, сделанные за эти годы индустриальным инвестором с мировым именем, приобретение им контроля над объектами приватизации еще раз подтверждают, что в любом правиле есть исключения. Таким исключением, в частности, стало приобретение без посредника у государства 80%-ного пакета акций Тростянецкой шоколадной фабрики международным консорциумом "Крафт Якобсон", благодаря чему никому до сих пор неизвестная фабрика стала известна далеко за пределами своего города, в несколько раз нарастила объемы производства и открыла дополнительные рабочие места. Но опять-таки, это исключение из правила. А правилом стало то, что 96% объектов первой волны приватизации оказались не просто в руках отечественного инвестора, а в большинстве своем инвестора без средств и рыночного опыта, 63% малых и средних предприятий были приватизированы трудовыми коллективами.

В процессе массовой приватизации произошло колоссальное расслоение собственности среди мелких акционеров: сегодня в стране более 19 млн. мелких акционеров. Практически все объекты приватизации расположены на государственной земле, приватизированы без земельных участков. При такой приватизации предприятия получили мизерные инвестиции, а старый менеджмент, как правило, не сумел улучшить их работу. Отрицательно сказалась такая приватизация и в целом на имидже приватизации. Хотя, с другой стороны, она позволила уже сегодня создать критическую массу негосударственной собственности. Как свидетельствует статистика, приватизированные предприятия выпускают более 55% промышленной продукции и по объемам производства превосходят государственные в 1,7 раза. Но самое главное — приватизация открыла путь предприятиям к настоящему собственнику, готовому взять на себя ответственность, а не только пользоваться правами, которые дает эта собственность. Как и предусматривалось, в своем большинстве такие предприятия сменили временных собственников в лице трудовых коллективов и финансовых посредников первой волны на новых хозяев. На большинстве из них сформировалась небольшая группа лиц, похожих на своих западных коллег. Они чувствуют себя хозяевами не по форме, а по содержанию. К отраслям, где сейчас активно происходит процесс перехода собственности к настоящему хозяину, относятся, в первую очередь, пищевая и легкая, строительных материалов. В текущем году именно в этих отраслях отмечаются самые высокие темпы роста производства (порядка 30% за первый квартал при 9,7% в промышленности в общем). Именно в этих отраслях начинается настоящая, а не бумажная реструктуризация, приток инвестиций.

Возвращаясь к модели приватизации 1992 — 1998 годов еще раз хочу подчеркнуть ее закрытость для иностранного капитала, который не смог в отличие от местного так резко отклониться от принятой в мире траектории в угоду нашим порядкам. Поэтому на конкурсах и аукционах победителями практически всегда выходили украинские инвесторы или же квазииностранные компании из оффшорных зон, за которыми стоял украинский и близкий ему по духу российский капитал. Даже приватизация энергораспределительных компаний, проводившаяся под непосредственным патронатом правительства, не избежала этой участи. Оффшоры с украинским корнем получили контроль. Что уже говорить о других менее заметных отраслях. Вот только один типичный пример. Украинская финансовая группа, желая получить контроль над цементным производством, выиграла серию конкурсов под инвестиционные обязательства, пообещав инвестировать в каждый завод отрасли сотни миллионов долларов, в то время как иностранные инвесторы не могли себе позволить пойти на обман и предлагали в несколько раз меньше. В результате конкурс выиграли, а об обязательствах забыли. Понадобились годы судебных процессов, прежде чем проданные пакеты удалось возвратить государству.

Сегодня ситуация меняется. Для этого созрели и объективные, и субъективные условия. Закончилась массовая "арендозация" и сертификатная приватизация реального сектора, что дало возможность развернуть денежную приватизацию по принятым в мире схемам. Перед глазами все реальнее проступает опыт приватизации стран Восточной Европы, особенно Венгрии, где 70% объектов приватизации куплены иностранным инвестором, а Венгрия от этого не только не потеряла национальной независимости, а наоборот стала одной из первых среди стран Восточной Европы и бывшего СССР по экономическому росту, стабильности и эффективности экономики. Миф о том, что придет иностранец и скупит завод для того, чтобы его закрыть, уже не пользуется былой популярностью в Украине. Желая всей душой, чтобы владельцами украинских предприятий стали украинцы, политики у власти все больше понимают, что украинский капитал пока не вполне способен самостоятельно "переварить" все то, что выставлено на продажу. Предприятия не могут быть сыты только духом национального достоинства. Как воздух им нужны реальные инвестиции, новые технологии, которых не может, а иногда и не хочет дать отечественный инвестор, храня капитал в оффшорах.

Результатом всего этого стал крутой поворот в методологии проведения приватизации. Реальным воплощением принципа открытости приватизации для иностранных инвесторов стал Указ Президента Украины "О неотложных мерах по ускорению приватизации в Украине" от 29 декабря 1999 г. В его основу были заложены такие принципы, как отказ от дробления собственности в процессе приватизации больших и средних предприятий, продажа контроля над ними в одни руки, отказ от надуманных инвестиционных обязательств. Замена всей этой ерунды понятными и простыми обязательствами, суть которых — вложить в определенный срок определенный объем прямых инвестиций, нарастить или сохранить объемы производства конкурентоспособной продукции, стала правовой нормой, обязательной для приватизаторов. Такой подход понятен иностранным индустриальным инвесторам, и они готовы принимать участие в такой приватизации. Сегодня мы видим это по их реакции.

Вторая особенность нынешнего этапа — обязательная подготовка собственником объекта к продаже. Речь идет о подготовке, которую не может обеспечить после покупки инвестор либо которая необходима для того, чтобы объект имел товарный вид. Она предусматривает, если нужно, решение проблемы долга перед государством, уточнение тарифной политики, гарантии стабильных правил, по которым дальше будут строиться отношения между государством и объектом приватизации, лишение предприятия несвойственных ему функций — содержание социальной сферы и т.п. Впервые закладывается механизм ответственности государства перед покупателем (до этого считалось, что только покупатель должен принимать обязательства).

Учитывая отрицательный опыт прошлых лет, когда приватизация была достаточно закрытой для иностранного инвестора (что продается, в каком состоянии и по какой цене можно было узнать только приехав в Украину), сегодня особенное внимание уделяется рекламе продаваемых объектов. Разработана и реализуется целая программа продвижения такого специфического товара, как объект приватизации, на мировые рынки. Задача стоит так: идти к потенциальному покупателю, а не ждать, пока он придет сюда. Нужно сказать, что на практике еще не все теоретически и психологически готовы к этому. Нет понимания, что процесс продажи не только приносит прибыль, но и требует соответствующих расходов. Еще сегодня специалистам приходится долго разъяснять политикам, зачем нанимать дорогих советников, зачем тратить средства на презентации за рубежом и еще много других "зачем". Усовершенствуют свой "опыт" и "инвесторы без инвестиций". Все шире применяется ими такая мера, как преднамеренное банкротство понравившегося объекта. Тем более что хозяина, который бы противодействовал этому в переходный период, практически нет, его заменяет наш отечественный директор.

Но самой главной проблемой остается конфликт интересов между красивой продажей и быстрой продажей. Финансовое состояние Украины требует от приватизации больших средств, и уже сегодня. За три года в бюджет от приватизации необходимо дать $3 млрд., что в десятки раз больше, чем за все 8 предыдущих лет приватизации. Только на текущий год объем запланированных поступлений от приватизации составляет 1,5 млрд. грн. И заменить приватизационные поступления нечем. Налоги дальше повышать нельзя. Кредиты дорогие. Производство только начинает набирать обороты. Хорошая же приватизация, скажет любой специалист, — это та, которая проводится без спешки и торопливости, особенно, когда речь идет о крупных предприятиях. При этом, главная цель приватизации — не наполнение бюджета, а создание условий для успешной послеприватизационной работы предприятий. Например, в Германии DM 600 млрд., израсходованные из бюджета, а не полученные в бюджет, реальность, а не миф. Не были бы такими щедрыми немцы, промышленность Восточной Германии была бы сплошным банкротом, а товары и услуги шли из западных земель. Ждать чуда, считая, что в мире полно дураков, готовых платить государству и при этом нести расходы на реанимацию обескровленных украинских предприятий, решать сложные проблемы со старым менеджментом и местной властью, да еще и ложиться под украинский налоговый пресс, по меньшей мере напрасно. Да, в Украине есть десяток-другой предприятий, где подобные расходы себя окупят, но мы сегодня продаем тысячи крупных и средних предприятий, не интересующих инвесторов с деньгами. Что же делать с акциями государства на таких предприятиях? На этот непростой вопрос еще предстоит ответить, когда схлынет волна интереса после продажи государственного ликвидного товара. Вызывает беспокойство и то, что имущество, пользующееся спросом, продолжает продаваться по старым правилам — лишь бы скорее получить средства. Идет, хоть и не так активно, распыление акций через продажу мелкими лотами на биржах.

Серьезная дискуссия ведется сегодня в Верховной Раде вокруг программы приватизации на 2000 год. В глазах мировой общественности принятие или непринятие такой программы имеет большое значение. Да и с точки зрения стратегии, учитывая, что она с нынешнего года определяет курс в приватизации на 3 года, а не на год, важно, чтобы она была. Но это не должно отражаться на процессе приватизации.

В основном, благодаря Указу Президента Украины, наличию наработанной ранее нормативной базы, инструментарий продажи есть. Политическая поддержка со стороны большинства в парламенте и Президента также имеется. И процесс, как видим, идет. В І квартале приватизировано в 2,5 раза больше государственной собственности, чем за аналогичный период прошлого года. Это свидетельствует о том, что действия Президента Украины, нового правительства дают положительные результаты, и приватизация становится тем рычагом, который нужен для подъема экономики Украины.