Продовольственный рынок худеет

Большая часть рисков для пищепрома в ближайшие годы будет формироваться в сфере госрегулирования

Большая часть составляющих потребительской корзины украинца приходится на продукты питания — их доля в структуре составляет 54%. Это самый высокий показатель среди всех стран с развивающимися рынками. Этот сомнительный рекорд пищевой отрасли страны в значительной степени обусловлен повышенным вниманием со стороны государства — не всегда негативным, но во всех случаях довольно утомительным. Именно регулирующие действия правительства окажут максимальное влияние на развитие базовых секторов украинского пищепрома в ближайшие годы.

Хлеб уходит из приоритетов

Афористичная фраза владельца одного из ведущих украинских хлебных холдингов: "Я торгую хлебом, а не "Бентли", что мне кризис" больше не актуальна. Хлеб — наиболее доступный и базовый пищевой продукт — стремительно утрачивает свою популярность у населения. Объемы реализации этого продукта торговыми предприятиями сократились с 2005 года более чем на четверть.Пропорционально спаду спроса снижаются и объемы производства, обновляя антирекорды ежеквартально.


По данным Госкомстата, в 2010 году производство хлеба и хлебобулочных изделий в стране уменьшилось на 5,5% и составило 1,7 млн. тонн против 1,8 млн. тонн годом ранее. В 2011-м производство ХБИ достигло 1,6 млн. тонн, сократившись еще на 2,1%. В этом году на перелом тенденции также рассчитывать не приходится. "Темпы снижения уже превышают прошлогодние за аналогичный период", — отмечает глава объединения "Укрхлебпром" Александр Васильченко. При этом падение производства будет характерно для рынка и в среднесрочной перспективе, уверены эксперты.

В числе объективных причин снижения объемов производства ХБИ эксперты называют сокращение численности населения Украины. За 2011 год, по данным Госкомстата, украинцев стало меньше на 145 тыс. человек (в настоящее время численность населения страны составляет 45 млн. 633,6 тыс.). На фоне изменения потребительских вкусов, заставляющего украинцев отказываться от хлеба, это формирует существенное сокращение потребления. Так, в 2011-м потребление хлеба в Украине упало до 105 килограммов на душу населения в год. Годом ранее этот показатель составлял около 111 кг на человека.

Также на внутреннее производство традиционного хлеба негативное влияние оказывает развитие сегмента замороженных хлебных полуфабрикатов, значительная часть которых импортируется из-за рубежа (ЕС, Турция). Это направление относится к одним из самых перспективных на рынке, активно развивается и в ближайшие пять лет, по прогнозам экспертов, может отобрать у производителей "обычного" продукта до 25% рынка. В ЕС на долю замороженного хлеба приходится около половины рынка.

Основным фактором, определяющим ситуацию на хлебном рынке и ставшим одновременно основной его проблемой, является государственное регулирование отрасли. Жесткое ограничение рентабельности на крайне низком уровне происходит на фоне постоянного роста себестоимости продукции, в первую очередь за счет энергоносителей и транспорта. По этой причине в ближайшие несколько лет ожидается дальнейшее сокращение в портфеле производителей социальных сортов хлеба. Предприятия выводят продукт из-под госрегулирования, переименовывая продукцию и добавляя новые ингредиенты. "Если госрегулирование отрасли будет ужесточаться — а как минимум в ближайший сезон это вполне вероятно, учитывая снижение объема урожая и рост цен на зерно, то чиновники добьются того, что 90% рынка уйдут в тень с соответствующими последствиями для бюджета и для качества продукта", — отметил топ-менеджер одного из хлебопекарских предприятий. На сегодня, по разным оценкам, теневая часть хлебной отрасли составляет 40-60%. Находящиеся в тени предприятия менее щепетильно относятся к качеству продукции и, как следствие, могут предложить торговле демпинговые цены, ухудшая положение легальных игроков.

Масло ограничат полем

Масложировой комплекс Украины, являющийся одним из крупнейших в мире, в ближайшие три года может увеличиться еще на 30%. По прогнозам ассоциации "Укролияпром", к 2015 году мощность переработки маслосемян в стране достигнет 15 млн. тонн в год против нынешних 11 млн. тонн. "На 1 января 2012 года у нас было 11,5 млн. тонн перерабатывающих мощностей. В этом году запускается еще два завода в Кировоградской области ("Кировоград­олия" и "Град Олия"), а всего в планах запуск еще пяти, — сообщил глава "Укролияпром" Степан Капшук. — К 2015 году мощности по переработке составят около 15 млн. тонн".

Отметим, что планы по наращиванию перерабатывающих мощностей вступают в противоречие с планами правительства блокировать расширение посевов подсолнечника на украинских полях. Подсолнечник (как, впрочем, большинство масличных) в последние годы возглавляет в стране рейтинг самых прибыльных сельхозкультур. По итогам 2011 года рентабельность подсолнечника составила 60%, сои — 40%, рапса — 37%, что заставляет аграриев расширять площади под этими культурами, а правительство — пытаться остановить эту тенденцию. Посевная-2012 стала первой, когда госорганы строго контролировали структуру посевных площадей. По официальным данным, подсолнечник под урожай 2012 года посеян на площади 4,3 млн. га. По экспертным оценкам, реальный показатель близок к 5 млн. га. Расхождение реальных показателей посевных площадей и урожая подсолнечника в стране с официальными характерна для Украины последние несколько лет, что также обуславливает необходимость введения госконтроля в этой сфере.

Ужесточение госконтроля площадей под техническими культурами вынудит участников рынка делать упор на строительство универсальных предприятий, способных работать на нескольких культурах, а не только на подсолнечнике. "Мы всем говорим: не стройте заводы для монокультуры. Только комбинированные, чтобы иметь возможность переключиться на другую культуру в зависимости от потребностей рынка", — пояснил Степан Капшук. Необходимость работать на ограниченных площадях потребует от аграриев повышения эффективности производства и развития агротехнологий.

Отметим, что прирост производства масла в Украине ориентирован исключительно на внешний рынок. Потребление масла на одного человека в Украине составляет около 13 кг в год, что уже больше биологической нормы, рекомендованной Минздравом.

Изменения в структуре основных игроков на масложировом рынке маловероятны. В секторе фактически не осталось игроков, доступных для поглощения, а сама отрасль закрыта для вхождения новых конкурентов в силу высокой консолидации. Сейчас на пять крупнейших компаний приходится более 60% всей маслопереработки в стране.

Рога и копыта

Мясомолочная отрасль является абсолютным рекордсменом по количеству льгот, дотаций и преференций со стороны государства, что дает основания рассчитывать на рост производственных показателей в ближайшие несколько лет. С другой стороны, вниманием и господдержкой этот сектор и так не обделен, но заметного улучшения до сих пор не наблюдается.

За последние 10 лет поголовье коров сократилось на 47%, а производство молока упало на 12-15%. В 2011 году производство молока составило 11 млн. тонн, что является одним из самых низких показателей за всю историю статистических наблюдений.

В недалекой перспективе участники рынка "молочного экономического чуда" не ожидают. Но в ближайшие годы будет расти удельный вес молока, произведенного сельхозпредприятиями. Эта тенденция уже фиксируется на рынке. За первый квартал 2012 года производство молока в стране увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3%, и в первую очередь это произошло за счет крупнотоварного производства, где оно увеличилось более чем на 15%.

Несмотря на сложности, молочное скотоводство считается одним из самых перспективных направлений в АПК, и в ближайшие годы эксперты ожидают появления в этом секторе новых инвестпроектов. В частности, о планах инвестировать в создание молочной фермы заявляли в агрохолдинге Harmelia.

"Инвестиции в молочное животноводство сдерживают отсутствующий рынок земли и длительная окупаемость проектов — только через 8-9 лет компания начинает генерировать прибыль", — говорит Владимир Хвостов, директор ООО "Агропродукт", которое специализируется на производстве молока. "Учитывая большую стоимость "входного билета" на этот рынок, здесь надо играть в долгую", — отмечает Дмитрий Скорняков, первый заместитель генерального директора холдинга HarvEast.

Также участники рынка считают вероятным реформирование в сфере господдержки отрасли. Количество действующих здесь госпрограмм сегодня зашкаливает — правительство щедро оплачивает прирост молочного стада, покупку нетелей и коров, увеличение качественных показателей молока, однако учитывая снижающиеся ежегодно показатели поголовья и производства, их эффективность сомнительна.

Отметим, что несмотря на то, что объемы производства молока в хозяйствах населения снижаются, правительство, скорее всего, не откажется от поддержки этой категории производителей по социальным соображениям. "Нельзя забывать, что 2 млн. коров в индивидуальном секторе — это минимум 1 млн. людей, которые живут за счет этого, — говорит глава парламентского комитета по вопроса аграрной политики и земельных отношений Григорий Калетник. — Чем больше мы имеем незанятых людей, тем больше нагрузка на госбюджет, тем выше социальная напряженность".

Как отмечал президент Ассоциации производителей молока Андрей Дикун, в Украине необходимо разграничить системы поддержки промышленных производителей молока и хозяйств населения: "Система поддержки не может быть унифицирована. Дотации на голову не стимулируют бизнес. Дотации на литр не доходят до населения. Необходимо разрабатывать комплексные подходы в сфере господдержки".

Автопроизводство

Чистый доход 2011, млн. грн.

Чистый доход 2010, млн. грн.

%*

Чистая прибыль 2011, млн. грн.

Чистая прибыль 2010, млн. грн.

1

Запорожский автомобилестроительный з-д

3648,2

2967,6

22,9

107,7

10,0

2

Автомобильная компания "Богдан Моторс"

3556,0

1243,9

185,9

100,7

-182,3

3

Еврокар, ЧАО

1451,5

998,0

45,4

61,5

-10,0

4

АвтоКрАЗ

677,1

605,4

11,9

-177,1

10,4

5

Завод коммунального транспорта

665,1

114,2

482,2

9,7

4,5

6

Бориспольский автозавод

392,2

215,3

82,2

-15,7

-31,4

7

Черкасский автобус

227,3

232,9

-2,4

-11,6

-19,0

8

Черниговский автозавод

150,3

67,9

121,2

2,1

-3,4

9

Часовоярские автобусы

111,5

42,3

163,9

23,5

14,7

10

Дрогобычский з-д автомобильных кранов

83,9

47,6

76,2

-33,2

-30,5

Импортеры и дистрибьюторы

Чистый доход 2011, млн. грн.

Чистый доход 2010, млн. грн.

%*

Чистая прибыль 2011, млн. грн.

Чистая прибыль 2010, млн. грн.

1

Тойота-Украина

4011,7

2660,1

50,8

210,2

91,4

2

Порше-Украина

3804,4

2005,8

89,7

185,9

-18,5

3

Виннер Импортс Украина, Лтд

3222,7

1984,3

62,4

217,2

111,1

4

ТД "УкравтоВАЗ"

2826,9

1080,4

161,6

189,0

87,3

5

Хюндай Моторс Украина

1997,5

170,8

1069,7

-2,3

2,7

6

Ниссан Мотор Украина

1982,5

1028,0

92,9

59,8

-3,2

7

АвтоКапитал

1729,8

1369,2

26,3

21,3

5,4

8

Еврокар, ООО2

1563,3

1039,7

50,4

26,5

9,2

9

Торговый дом — НИКО

1639,8

1531,4

7,1

10

Рено Украина

1584,0

1071,7

47,8

45,6

44,0

11

Фалькон-АВТО3

1483,6

912,7

62,6

14,4

7,2

12

АВТ Бавария

1050,4

767,8

36,8

34,9

17,5

13

Пежо Ситроен Украина

954,6

223,6

326,9

13,0

-19,1

14

Хонда Украина

811,7

777,0

4,5

13,3

11,1

15

АВТО Интернешнл

809,0

916,7

-11,7

7,9

3,2

16

Укравтоторг

792,7

440,6

79,9

5,3

-1,9

17

Украинский автомобильный холдинг

681,6

1304,8

-47,8

-111,5

-6,6

18

Торговая компания "КАМАЗ"

475,3

0,0

0,0

0,0

19

Автоторино

397,3

273,0

45,5

2,1

-0,5

20

ВиДи Автострада

344,7

222,3

55,1

-22,8

-5,3

21

АЛТА УКР

319,5

165,5

93,0

15,5

1,4

22

ИЛТА

313,1

379,4

-17,5

4,8

26,6

23

Укр-УзАвто

282,7

121,1

133,4

-5,0

-9,5

Дилеры

Чистый доход 2011, млн. грн.

Чистый доход 2010, млн. грн.

%*

Чистая прибыль 2011, млн. грн.

Чистая прибыль 2010, млн. грн.

1

ВиДи Груп1

1573,5

959,3

64,0

2

Торговый дом "Автоцентр Харьков"

1190,2

1085,8

9,6

-9,0

-50,8

3

Дилерская сеть"НИКО"

1130,6

798,9

41,5

4

Виннер Автомотив

1132,7

747,2

51,6

12,2

8,8

5

Международный автомобильный холдинг "Атлант-М"

1017,4

548,2

85,6

14,5

-8,6

6

Украина-Мерседес-Бенц

537,5

390,4

37,7

8,6

3,2

7

Саммит Моторз Украина

497,0

351,5

41,4

2,9

-6,1

8

Авто-Технология2

457,9

570,3

-19,7

-6,5

0,6

9

Элитавто

422,7

0,0

0,0

0,0

10

Алекс Восток

421,1

272,8

54,4

5,8

2,3

11

Си Эй Автомотив2

390,6

525,5

-25,7

7,9

26,0

12

Автосаммит ЛДТ

373,2

284,3

31,3

13,4

13,0

13

Автогалс

319,2

169,0

88,8

2,9

1,4

14

Кий Авто Холдинг

307,7

208,4

47,6

3,9

3,9

15

Автосоюз

298,3

202,5

47,4

2,0

-6,7

16

Автомобильный центр "ГОЛОСЕЕВСКИЙ"

297,2

195,7

51,8

2,7

-5,3