- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Проект госбюджета отправлен на политический торг
На прошлой неделе народные депутаты перенесли на две недели голосование по вопросу принятия в первом чтении проекта госбюджета Украины на 2001 год. Правительственный проект госбюджета предусматривает равность доходов и расходов в размере 52 млрд. грн. Доходы госбюджета разделены на два фонда — общий и специальный — с поступлениями 33,6 млрд. грн. и 7,7 млрд. грн. соответственно. В общий фонд будут зачисляться средства, не имеющие целевого назначения (в основном налоговые поступления), а в специальный фонд — средства внебюджетных фондов
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ бюджетного комитета Верховной Рады Александр Турчинов предложил депутатам принять проект в первом чтении, внеся в него некоторые изменения. "Комитет 80% направленных депутатами предложений уже учел. Поэтому нет причин, чтобы не принимать документ в первом чтении", — сказал г-н Турчинов. Вместе с тем он высказался за увеличение дотаций регионам на 1 млрд. — до 6,6 млрд. грн. — и проведение реформы межбюджетных отношений на уровне областей и городов областного подчинения.
По этому поводу Премьер-министр Виктор Ющенко ранее отмечал, что "там, где ситуация действительно сложная, мы пойдем навстречу депутатам ".Вместе с тем премьер подчеркнул, что ему неоднократно приходилось переубеждать их, указывая, что политика выбивания денег из центра является тупиковой. Поэтому правительство предложило реформу межбюджетных отношений, чтобы прекратить такие споры. "Киев не может все строить и финансировать. А местные власти тогда на что? Поэтому, чтобы регионам было легче, мы и предлагаем межбюджетную реформу", — сказал Виктор Ющенко.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaРеформа межбюджетных отношений (переход к планированию расходов по нормативам) уже заложена в проекте бюджета на 2001 год на уровне "центральный бюджет — областные бюджеты", и теперь руководство областей должно решить, насколько глубоко оно будет распространять нормативное распределение бюджетных средств внутри области. Министр финансов Игорь Митюков считает, что если области поддержат начало межбюджетной реформы с 2001 года, то Минфин в течение 3-4 лет за счет распространения нормативного подхода гарантирует приведение фактических бюджетных расходов по всей территории Украины к единым социальным стандартам.
Кроме того, Александр Турчинов предложил увеличить общий фонд госбюджета 2001 года на 3,6 млрд. за счет средств, которые Минфин отнес к специальному фонду. При этом бюджетный комитет Верховной Рады также предложил продлить в бюджете 2001 действующий с мая 2000 года мораторий на возмещение НДС, начисленного на внешнеэкономические бартерные операции.
При этом представители фракций и депутатских групп, входящие в большинство, сначала было согласились одобрить правительственный проект бюдже-та-2001 в первом чтении и затем дорабатывать его. "Недостатки в бюджете 2001 года имеются, однако все они поправимы", — сказал представитель группы "Трудовая Украина" Сергей Свирида.
ЕЖЕГОДНО правительство настаивает на достоверности проекта госбюджета. Но при этом каждый раз принятый главный экономический закон страны претерпевал изменения путем уменьшения расходной части бюджета по просьбе того же правительства. В этом году Кабмин снова настаивает на том, что впервые разработан реальный бюджет, а народные депутаты опять не хотят в это верить
Вместе с тем фракция компартии и поддержавшие ее социалисты предложили отклонить проект госбюджет та на 2001 год. А члены фракции "Яблоко" полностью отказались поддержать законопроект и предложили отправить его на повторное первое чтение. Представители этих фракций указывали на низкую социальную направленность бюджета и критиковали намерение правительства отменить льготы различным категориям населения. "Бюджет 2001 года антисоциален, и его принимать ни в коем случае нельзя", — заявил представитель фракции "Яблоко" Михаил Гуцол.
Председатель Верховной Рады Иван Плющ, выступая 19 октября на утреннем заседании, сказал депутатам, что голосование перенесено из-за того, что большинство не смогло согласовать единую позицию по проекту бюджета. При этом члены большинства предложили два альтернативных проекта постановления — о принятии бюджета в первом чтении и об его отправке на повторное первое чтение, а фракция Компартии вообще предложила отклонить проект бюджета. "Внесем в зал все эти три постановления — провалим принятие бюджета", — сказал Иван Плющ.
По словам представителя Президента в Верховной Раде, члена фракции НДП Романа Бессмертного, переноса голосования потребовали пять фракций: СДПУ(о), "Возрождение регионов", "зеленые", НДП и "Яблоко". Именно после встречи парламентского большинства с Президентом Украины Леонидом Кучмой представители этих пяти фракций сказали, что не одобрят проект бюджета в первом чтении по техническим вопросам. По их мнению, препятствием для голосования стало отсутствие сравнительной таблицы всех бюджетных предложений депутатов.
В то же время многие представители фракций, настаивающих на немедленном принятии проекта в первом чтении, не исключают, что позиция пяти фракций может быть вызвана политическими мотивами. "Я не исключаю, что это время специально выбрано для политического торга с правительством", — сказал "Українським Новинам" Сергей Терехин — член фракции "Реформы-Конгресс", поддержавшей правительственный проект.