Проект госбюджета отправлен на политический торг

На прошлой неделе народные депутаты перенесли на две недели голосование по вопросу принятия в первом чтении проекта госбюджета Украины на 2001 год. Правительственный проект госбюджета предусматривает равность доходов и расходов в размере 52 млрд. грн.

На прошлой неделе народные депутаты перенесли на две недели голосование по вопросу принятия в первом чтении проекта госбюджета Украины на 2001 год. Правительственный проект госбюджета предусматривает равность доходов и расходов в размере 52 млрд. грн. Доходы госбюджета разделены на два фонда — общий и специальный — с поступлениями 33,6 млрд. грн. и 7,7 млрд. грн. соответственно. В общий фонд будут зачисляться средства, не имеющие целевого назначения (в основном налоговые поступления), а в специальный фонд — средства внебюджетных фондов

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ бюд­жетного комитета Верховной Рады Александр Турчинов предложил депутатам принять проект в первом чтении, внеся в него некоторые из­менения. "Комитет 80% на­правленных депутатами предложений уже учел. По­этому нет причин, чтобы не принимать документ в пер­вом чтении", — сказал г-н Турчинов. Вместе с тем он высказался за увеличение дотаций регионам на 1 млрд. — до 6,6 млрд. грн. — и проведение реформы межбюджетных отношений на уровне областей и горо­дов областного подчинения.

По этому поводу Пре­мьер-министр Виктор Ющенко ранее отмечал, что "там, где ситуация действительно сложная, мы пойдем навст­речу депутатам ".Вместе с тем премьер подчеркнул, что ему неоднократно прихо­дилось переубеждать их, указывая, что политика вы­бивания денег из центра яв­ляется тупиковой. Поэтому правительство предложило реформу межбюджетных от­ношений, чтобы прекратить такие споры. "Киев не может все строить и финансиро­вать. А местные власти тогда на что? Поэтому, чтобы реги­онам было легче, мы и пред­лагаем межбюджетную ре­форму", — сказал Виктор Ющенко.

Реформа межбюджетных отношений (переход к планированию расходов по норма­тивам) уже заложена в про­екте бюджета на 2001 год на уровне "центральный бюд­жет — областные бюджеты", и теперь руководство облас­тей должно решить, насколь­ко глубоко оно будет распро­странять нормативное рас­пределение бюджетных средств внутри области. Ми­нистр финансов Игорь Митюков считает, что если об­ласти поддержат начало межбюджетной реформы с 2001 года, то Минфин в те­чение 3-4 лет за счет распространения нормативного подхода гарантирует приве­дение фактических бюджет­ных расходов по всей терри­тории Украины к единым со­циальным стандартам.

Кроме того, Александр Турчинов предложил увели­чить общий фонд госбюдже­та 2001 года на 3,6 млрд. за счет средств, которые Мин­фин отнес к специальному фонду. При этом бюджетный комитет Верховной Рады также предложил продлить в бюджете 2001 действую­щий с мая 2000 года мора­торий на возмещение НДС, начисленного на внешнеэ­кономические бартерные операции.

При этом представители фракций и депутатских групп, входящие в большин­ство, сначала было согласи­лись одобрить правительственный проект бюдже-та-2001 в первом чтении и затем дорабатывать его. "Недостатки в бюджете 2001 года имеются, однако все они поправимы", — ска­зал представитель группы "Трудовая Украина" Сергей Свирида.

ЕЖЕГОДНО правительство настаивает на достоверности проекта госбюджета. Но при этом каждый раз принятый главный экономический закон страны претерпевал изменения путем уменьшения расходной части бюджета по просьбе того же правительства. В этом году Кабмин снова настаивает на том, что впервые разработан реальный бюджет, а народные депутаты опять не хотят в это верить

Вместе с тем фракция компартии и поддержавшие ее социалисты предложили отклонить проект госбюджет та на 2001 год. А члены фрак­ции "Яблоко" полностью от­казались поддержать зако­нопроект и предложили от­править его на повторное первое чтение. Представите­ли этих фракций указывали на низкую социальную на­правленность бюджета и критиковали намерение правительства отменить льготы различным категори­ям населения. "Бюджет 2001 года антисоциален, и его принимать ни в коем случае нельзя", — заявил предста­витель фракции "Яблоко" Михаил Гуцол.

Председатель Верхов­ной Рады Иван Плющ, вы­ступая 19 октября на утрен­нем заседании, сказал депу­татам, что голосование пере­несено из-за того, что боль­шинство не смогло согласо­вать единую позицию по про­екту бюджета. При этом чле­ны большинства предложили два альтернативных проекта постановления — о принятии бюджета в первом чтении и об его отправке на повтор­ное первое чтение, а фракция Компартии вообще пред­ложила отклонить проект бю­джета. "Внесем в зал все эти три постановления — прова­лим принятие бюджета", — сказал Иван Плющ.

По словам представителя Президента в Верховной Ра­де, члена фракции НДП Ро­мана Бессмертного, перено­са голосования потребовали пять фракций: СДПУ(о), "Возрождение регионов", "зеленые", НДП и "Яблоко". Именно после встречи пар­ламентского большинства с Президентом Украины Лео­нидом Кучмой представите­ли этих пяти фракций сказа­ли, что не одобрят проект бюджета в первом чтении по техническим вопросам. По их мнению, препятствием для голосования стало отсутст­вие сравнительной таблицы всех бюджетных предложе­ний депутатов.

В то же время многие представители фракций, на­стаивающих на немедленном принятии проекта в первом чтении, не исключают, что позиция пяти фракций может быть вызвана политическими мотивами. "Я не исключаю, что это время специально выбрано для политического торга с правительством", — сказал "Українським Новинам" Сергей Терехин — член фракции "Реформы-Конгресс", поддержавшей правительственный проект.