Профсоюзы выступили против

Профсоюз Ильичевского порта не доволен условиями договора о совместной деятельности, заключенного в июне этого года администрацией Ильичевского МТП и предприятием "Укртрансконтейнер", созданным для реализации проекта "Российской национальной контейнерной

Профсоюз Ильичевского порта не доволен условиями договора о совместной деятельности, заключенного в июне этого года администрацией Ильичевского МТП и предприятием "Укртрансконтейнер", созданным для реализации проекта "Российской национальной контейнерной компанией". Если трудовой спор не будет решен до середины сентября, профсоюзы угрожают забастовкой

В условиях отсутствия в Украине единой комплексной программы развития портов каждый порт решает проблему привлечения инвестиций по-своему. Как рассказали "Инвестгазете" в гособъединении "Укрморпорт" (контролирует деятельность всех 18 украинских государственных морских торговых портов), два проекта таких программ, предложенных в минувшие годы, так и не были утверждены на государственном уровне. Сейчас действуют только инвестпрограммы, касающиеся либо отдельных направлений деятельности (например, программа обновления парка портовых кранов и программа обновления буксирного флота в морских торговых портах), либо конкретных, наиболее перспективных портов.

История одного из инвестпроектов уже получила широкий резонанс. Речь идет о программе развития контейнерного терминала в Ильичевском порту. Она представляет интерес по нескольким причинам. Во-первых, оригинальна сама форма сотрудничества порта и инвестора — "Российской национальной контейнерной компании" (РНКК). Это — не аренда, не создание инвестором и портом совместного предприятия в форме юрлица, а заключение договора о совместной деятельности. Нетипична и форма распределения прибыли между инвестором и портом. Доля получаемой инвестором прибыли меняется в зависимости от объема вложенных инвестиций на конкретном этапе и при освоении $500 млн. (всей запланированной суммы инвестиций) может достичь 96,6%. События вокруг прихода российского инвестора в порт уже приобрели скандальный оттенок.

Рабочие против

Профсоюз Ильичевского порта не доволен рядом условий договора о совместной деятельности, заключенного в июне этого года администрацией Ильичевского МТП и предприятием "Укртрансконтейнер" (УТК). Об этом "Инвестгазете" рассказал глава профсоюза Сергей Брызгалов. УТК создано по поручению "Российской национальной контейнерной компании" специально для проекта в Ильичевске и подконтрольно россиянам. По информации пресс-службы РНКК, она выступает в качестве стратегического инвестора ильичевского контейнерного терминала (ИКТ) и контролирует "Укртранс-контейнер".

Разгоревшийся в августе трудовой спор профсоюзов с инвестором порта может окончиться забастовкой. По словам Брызгалова, принятие такого решения ожидается 14 сентября на общей конференции профсоюзов. Забастовка может начаться сразу же после этой даты, поскольку в середине сентября истекает двухнедельный срок с момента регистрации данного трудового спора в Национальной комиссии посредничества и примирения (это произошло 30 августа). К забастовке работников подталкивает недовольство, в частности, условиями перевода с одного субъекта хозяйствования на другой (в предприятие "Укртрансконтейнер"). Трудовой коллектив также считает, что стоимость активов, вносимых портом в совместную деятельность, занижена. Кроме того, отметил Брызгалов, "обеспокоенность вызывает тот факт, что в договор заложена процедура банкротства". Он пояснил, что в договоре есть пункт, разрешающий УТК привлекать кредиты банков, других инвесторов-нерезидентов под залог имущества, которое вносит порт в договор.

Инвестор говорит — все честно

Для получения детальной информации об условиях заключенного с Ильичевским портом договора о совместной деятельности "Инвестгазета" обратилась в "Российскую национальную контейнерную компанию" и "Укртрансконтейнер".

В пресс-службе РНКК пояснили, что заключенный сторонами договор о совместной деятельности не предусматривает создание отдельного юрлица. Однако, согласно договору, происходит консолидация активов. То государственное имущество, которое порт вносит в качестве своей доли по договору (причалы, оборудование, склады контейнерного терминала), остается в государственной собственности. Инвестор вносит свою долю денежными средствами, которые будут направлены на всестороннюю реконструкцию ИКТ. Инвестор гарантирует доходность терминала не ниже показателей прошлого года, а также расширение его мощностей на 196 тыс. TEU (условная единица измерения перевозок — контейнер размерами 20х8х8 футов) в год. Согласно прогнозам РНКК, в 2007 году пропускная способность терминала составит 650 тыс. TEU с последующим увеличением до 4 млн. TEU. В целом за 30 лет инвестиции РНКК, согласно договору, составят свыше $500 млн. Основные вложения будут осуществляться в первые 10-12 лет.

О механизме распределения прибыли, предусмотренном договором о совместной деятельности, "Инвестгазете" рассказали в УТК. Доля прибыли, которую получит инвестор, колеблется в зависимости от размера вложенных за конкретный период инвестиций. На первых порах для инвестора это не очень выгодно и довольно рискованно, отметили в компании. "В соответствии с программой инвестиции разбиты на несколько этапов. Прибыль распределяется пропорционально реально вложенным на данный момент средствам. Если на первом этапе инвестор вложит в покупку кранов, например, $50 млн., то прибыль, эквивалентную данному вложению, он начнет получать только после ввода оборудования в эксплуатацию", — сообщил представитель PR-службы УТК.

По его словам, таким образом, в первый год инвестор вообще не получит прибыли, поскольку оборудование, за которое необходимо внести полную сумму пред- оплаты, будет изготовлено и начнет функционировать не ранее чем через 15 месяцев. В это время всю прибыль будет получать Ильичевский порт, который сразу предоставляет в совместную деятельность свое имущество, оцененное в $17,6 млн.

Рост объема освоенных инвестиций гарантирует инвестору пропорциональное увеличение его доли при распределении полученной прибыли. Согласно предоставленным в совместную деятельность средствам ($500 млн. и $17,6 млн. соответственно), доли партнеров по договору могут составить максимум 96,6% для УТК (в наиболее благоприятном для него случае) и минимум 3,4% для Ильичевского порта. "Да, доля прибыли порта будет сокращаться, — согласился представитель PR-службы УТК, — но это в процентном отношении". В денежном же выражении, по его словам, за счет роста прибыли реконструированного терминала доходы порта также будут увеличиваться. "Причем быстрее, чем это происходило бы без реализации инвестиционной программы", — убежден он.

До наступления переломного момента в отношениях инвестора и трудового коллектива ждать остается немногим более недели. Пока степень неприятия прихода частников на ИКТ трудящимися предприятия высока. Если она выльется в забастовку, это существенно усложнит работу инвестора. Между тем, РНКК не получает никаких преференций на приобретение терминала, если таковое состоится в будущем. Если государство решит провести приватизацию Ильичевского морского торгового порта, нынешний договор о совместной деятельности порта и УТК не предусматривает возможности какого-либо приоритетного, льготного участия для инвесторов ("Укртрансконтейнера" или "Российской национальной контейнерной компании") в приватизации.