Программа нелояльности

Обнародованный на прошлой неделе публичный отчет о деятельности НАК "Нафтогаз Украины" главы компании Алексея Ивченко стал ответным ходом в длящейся уже несколько месяцев кампании по смещению его с должности. Поможет ли ему это удержаться в кресле главы Н

Обнародованный на прошлой неделе публичный отчет о деятельности НАК "Нафтогаз Украины" главы компании Алексея Ивченко стал ответным ходом в длящейся уже несколько месяцев кампании по смещению его с должности. Поможет ли ему это удержаться в кресле главы НАК — решать первым лицам страны. Как и то, позволять ли радикальному топ-менеджеру дальше обострять отношения с поставщиками газа

Менее чем за десять месяцев своего пребывания на посту главы "Нафтогаза Украины" Ивченко нажил себе славу революционера. C энергией максималиста он взялся за ликвидацию "перекосов" в деятельности компании, начиная с неприемлемой для Украины, по мнению Ивченко, схемы взаимоотношений с поставщиками газа и заканчивая более приземленными и локальными мероприятиями. Например, политикой НАК в отношении закупки материально-технических ресурсов или передачей в аренду мощностей Шебелинского ГПЗ.

Бурная деятельность Ивченко вызвала шквал критики со стороны как украинских, так и зарубежных политиков и чиновников, а также топ-менеджеров российского "Газпрома". Нападки на главу "Нафтогаза" в последнее время участились. Суть обвинений — он испортил отношения Украины с Россией и Туркменистаном, что может нашей энергозависимой стране грозить нарушением газового баланса.

Осенне-зимний период — весьма удачное время для поиска виновного в газовых неурядицах. Год подходит к концу, а ясности в вопросе поставок газа в следующем году нет. Своеобразным демаршем россиян на несговорчивость Украины в вопросе перехода на новую, денежную форму расчетов за российский газ и транзит его на экспорт в Европу стала отмена визита в Украину российского премьера Михаила Фрадкова. А Ивченко — наиболее удачный объект для обвинений в срыве заключения договоренностей с Россией. Он это прекрасно понимал и сработал "на опережение". Публичный отчет по основным направлениям критики в адрес руководства нефтегазового монополиста позволил Ивченко если и не ликвидировать почву для спекуляций на газовой теме, то, по крайней мере, обнародовать официальную позицию НАК по спорным вопросам. Обвинения в нелояльности Ивченко попытался сделать своим козырем, аргументировав ее необходимость защитой национальных инте-

ресов.

Стрельба на поражение

В ходе многомесячной масштабной кампании по дискредитации Ивченко использовались любые поводы, вплоть до самых анекдотичных. В итоге — Алексей Ивченко вынужден неоднократно отрицать слухи о том, что на переговорах с главой "Газпрома" Алексеем Миллером он прибегал к услугам переводчика. Предметом нападок на главу "Нафтогаза" последовательно становились и дефицит газового баланса, и долг перед Туркменистаном по товарным расчетам за газ, и срыв договоренностей с Россией о транзите газа на 2006 год. К слову, последние обвинения особо жестко и массово звучали со стороны российских политиков и топ-менеджеров "Газпрома".

Естественно, Алексей Ивченко на должности главы "Нафтогаза" не является оптимальной кандидатурой для российской стороны. Для того чтобы вызвать антипатию Москвы, уже достаточно хотя бы того факта, что Ивченко возглавляет партию "Конгресс украинских националистов". Тем более что и в экономической сфере его шаги весьма радикальны, что повлияло на позиции и авторитет главы НАК "Нафтогаз Украины" как за рубежом, так и в украинском политикуме.

Деятельность Ивченко не раз критиковала экс-премьер Юлия Тимошенко, обвиняя его в чрезмерной автономности и бесконтрольности. Достается Ивченко и от нынешней власти. В частности, секретарь Совета нацбезопасности и обороны Анатолий Кинах на днях заявил, что некоторые высказывания руководителей НАК "Нафтогаз Украины" не способствуют защите энергетических интересов государства. И пригрозил "очень серьезным разговором" на эту тему на заседании СНБО.

Немало оппонентов Ивченко и в Верховной Раде. В середине ноября группа депутатов СДПУ(о) даже инициировала принятие парламентом запроса о соответствии Ивченко занимаемой должности. Впрочем, сам он считает, что в данном случае депутаты пытались заработать на газовой теме политические дивиденды накануне выборов.

Но отнюдь не радикальная репутация Алексея Ивченко является основной причиной целенаправленной политики по вытеснению его из кресла главы НАК "Нафтогаз Украины". Главное противоречие лежит в экономической плоскости — в частности, в схеме отношений Украины с поставщиками газа. И прежде всего — с российским "Газпромом".

Сбой в системе

Украинско-российские взаимоотношения в газовой сфере всегда строились по принципу давления и последующих уступок (их обычно делала Украина). Сейчас система "дала сбой". Украинская сторона в лице руководства НАК "Нафтогаз" заняла слишком несговорчивую позицию: за несколько месяцев россиянам не удалось склонить Украину к отказу от приемлемой для нас и закрепленной в межправительственных договоренностях до 2013 года бартерной схемы расчетов за транзит российского газа частью газа из расчета цены $50 за тыс. кубометров.

Как итог — год подходит к концу, а мы не заключили протокол о транзите с россиянами на следующий год. Ивченко раскрыл прессе некоторые детали переговоров. Накануне запланированного на 23 ноября визита российского премьера Фрадкова, говорит он, украинцы получили предложение от российской стороны — "или вы принимаете условия (перехода на новый механизм расчетов за газ. — Ред.), или нам нет смысла ехать". Однако, по словам Ивченко, Украина не могла эти условия принять "со дня на день". "Мы должны все тщательно проработать и определить, до какой границы компромисса мы можем дойти", — резюмировал он. А за оставшийся месяц это невозможно даже технически. Особенно учитывая то, что для смены формата отношений необходимо изменить 13 документов. В их числе и межправительственные соглашения, часть которых должны ратифицировать парламенты двух стран.

Ивченко убежден, что, несмотря на отказ Украины сменить форму расчетов за газ, протокол на следующий год вскоре будет заключен. Он также обрисовал сценарий развития событий в случае, если этого не произойдет. Тогда все будет по-старому. Мы, естественно, не прекратим транзит российского газа в Европу и будем брать за это полагающиеся нам объемы газа в счет оплаты. Ведь это предусмотрено базовыми договоренностями (тем же межправительственным протоколом до 2013 года). Россияне нашли этому свое название. За день до публичного отчета главы НАК зампредправления "Газпрома" Александр Медведев, выражая официальную позицию компании, обвинил Украину намерениях воровать российский газ. "Прозвучали совершенно пиратские заявления, я не стесняюсь этого слова, руководства "Нафтогаза Украины", что если этих соглашений (протокола на 2006 год. — Ред.) не будет, то Украина будет заниматься отбором газа из экспортной трубы. Если назвать это своими словами, это будет прямое воровство", — резюмировал он.

Ивченко готов поспорить с такой формулировкой. Если следовать логике Медведева, говорит Ивченко, то "мы должны транспортировать российский газ, а они не должны нам за это платить?". Тогда это будет невыполнением договоренностей с российской стороны, убежден глава НАК. Как и в том, что ставить подобным образом вопрос некорректно.

Ивченко допускает переход на денежные расчеты в будущем. Возможно, даже в следующем году. Однако считает, что спешить не нужно. Вопрос изменения формата — предмет переговоров. Тем более что технические параметры нового механизма еще не согласованы. Кстати, Ивченко опроверг некоторые муссировавшиеся в прессе цифры. По его словам, от россиян не было конкретного предложения перейти на цену за газ в $160, а транзит — $3,5 за тыс. кубометров на расстояние 100 км.

Карт-бланш Ивченко

По мнению оппонентов главы "Нафтогаза", он испортил отношения не только с Россией, но и с крупнейшим поставщиком газа в Украину — Туркменистаном. Во время визита в Туркменистан в июле Ивченко провел довольно резкий диалог с властями страны. Напомним, что он в ответ на заявления Сапармурата Ниязова о том, что Украина не соблюдает договоренности по товарной части оплаты за газ, Ивченко вообще отказался признать долг как таковой. По его мнению, у нефтегазовых компаний двух стран есть определенные договоренности. И конечный срок их выполнения, после которого обязанности можно считать невыполненными, еще не вышел. Ивченко охотно рассказывает свою версию произошедшего. По его словам, он говорил с Сапармуратом Ниязовым на повышенных тонах. И сказал, в частности, что туркменские чиновники подали президенту искаженную картину относительно товарных расчетов Украины. А на самом деле именно туркменская сторона затягивает с оформлением спецификаций на товары, а в некоторых случаях — с приемом уже согласованных товарных позиций.

Сам Ивченко считает это рабочими моментами. "Был просто жесткий и профессиональный разговор. И они тоже говорили на повышенных тонах", — подчеркнул он. Так или иначе, но туркмены обиделись. Осенью заглаживать испортившиеся отношения украинская делегация во главе с Юрием Ехануровым поехала уже без Ивченко.

Руководитель НАК "Нафтогаз Украины" подчеркивает, что в результате его бурной деятельности Украина отношения с туркменами только улучшила. И цену снизила (с $56 до $44 за тыс. кубометров), и расчеты наладила, и рынок Туркменистана не потеряла. Те товары, которые стране действительно нужны, она у нас купит. Но по понятной прямой схеме купли-продажи. Если в 2004 году Туркмения купила украинских товаров на сумму $100 млн., в этом году цифра возрастет до $150 млн. Так что обвинения в потере рынка Туркменистана беспочвенны, утверждает Ивченко.

Имидж радикального и бескомпромиссного руководителя может сослужить Ивченко и плохую службу. Ведь в случае, если провал газовых договоренностей станет очевидным (например, начнутся перебои с поставками газа в Украину), виновного долго искать не придется. Но вряд ли глава НАК возьмет на себя всю полноту ответственности за развал отношений с поставщиками газа, от которых мы зависим на 80%.

Пока что у главы "Нафтогаза" есть определенный карт-бланш — его поведение ни разу не осудил президент Виктор Ющенко. Но Ивченко и сам, похоже, не намерен брать на себя слишком много. В процессе обнародования своего отчета он так и сказал — чтобы поставить точку в долгоиграющем газовом диалоге, на каком-то этапе необходимо вмешательство президентов двух стран (Украины и России). А его роль — дать президентам экономическую базу для достижения договоренностей на политическом уровне.