Программный подход к управлению корпоративными правами государства

В феврале текущего года правительство своим постановлением №155 утвердило поданную Фондом государственного имущества программу повышения эффективности управления корпоративными правами государства. Вследствие баталий, связанных с политической реформой, он

В феврале текущего года правительство своим постановлением №155 утвердило поданную Фондом государственного имущества программу повышения эффективности управления корпоративными правами государства. Вследствие баталий, связанных с политической реформой, она оказалась несколько в тени, хотя заложенные в ней принципы и механизмы их реализации позволяют кардинально изменить качество корпоративного портфеля государства и уровень управления им

Данная программа должна быть в центре внимания всех, кто задействован в этом процессе. Объективной причиной ее появления послужили несколько факторов.
Во-первых, неэффективный состав корпоративных прав государства, ранее сформировавшийся как в виде остатков недопроданных (в связи с отсутствием спроса) пакетов акций, и так и закрытых для негосударственных инвестиций государственных холдингов. Реестр корпоративных прав государства, сформированный Фондом, показывает, что на начало апреля текущего года в собственности государства находились 1 253 пакета открытых акционерных обществ, из которых 983 были меньше 50% уставного фонда, 121 пакет в закрытых акционерных обществах, из которых 107 были меньше 50% уставного фонда, и 96 долей в обществах с ограниченной ответственностью, из которых 67 были меньше 50% уставного фонда. Кроме этого, об остаточном принципе формирования корпоративных прав государства свидетельствует и то, что из 1 253 пакетов акций в открытых акционерных обществах реально закреплены государством с намерением долговременно ими управлять только 55 пакетов. Более 80% пакетов — это недопроданные в процессе приватизации остатки. О том, что эти остатки далеко не лучшие, говорит такой факт: 563 пакета из 1 253 находятся в акционерных обществах, которые пребывают на разных стадиях банкротства. О закрытости же холдингов для инвестиций говорит то, что только 7 таких компаний из 34 находятся в стадии приватизации, в остальных государство имеет 100% акций и пока не допускает туда негосударственный капитал. Лишь в одном холдинге доля негосударственных инвесторов сегодня превышает 50%. Во-вторых, разработка программы вызвана потребностью в долговременной продуманной стратегии управления корпоративными правами государства. Непрерывная смена органов управления, которым государство доверяет управлять своими правами — от Фонда государственного имущества к министерствам, потом к специально созданному Агентству и местным органам государственного управления и, наконец, снова к Фонду — ничего не давала. Скорее, за всем этим угадывался поиск какого-то чудо-органа, который должен был компенсировать бессистемное управление и отсутствие четко продуманной стратегии.
В-третьих — это потребность в системной работе на уровне государства с людьми, которым государство доверило управлять своими корпоративными правами. Причем правами весьма большими — напрямую или косвенно через них контролируется активов на сумму более 30 млрд. грн. Достаточно сказать, что государственным служащим, которые от имени государства управляют через наблюдательные советы корпоративными правами, законом запрещено доплачивать за такое управление, и они получают столько же, сколько их коллеги в том же звании и ранге, лишенные такой "чести". Для примера: в Германии и ряде других европейских стран государственный служащий обязательно получает за эту работу дополнительное вознаграждение.
В масштабах государства до последнего времени отсутствовал резерв на председателей правлений, членов наблюдательных советов. В ревизионные комиссии входили в основном работники предприятий, которые должны были контролировать своих начальников. И этот перечень недостатков и парадоксов можно еще долго продолжать. Причинами такого положения в корпоративном секторе государства стали не только непрерывная чехарда с органами управления, но и глобальные проблемы экономики, за которыми у государства руки не доходили до проблем корпоративного управления. Разрабатывая программу, Фонд выполнял четко поставленные Президентом и правительством задачи, хорошо при этом понимая, что старыми методами управления дискредитирует и себя, и то доверие, которое оказал ему Президент Украины, снова вернув в Фонд основной массив корпоративных прав.

Суть программы

Во-первых, это четкое разделение функций управления корпоративными правами в государстве: кто и за что отвечает в сфере корпоративных отношений. Четко очерчены функции правительства, ФГИУ, министерств, местных органов управления. Всем нашлось место в системной работе по управлению корпоративными правами государства. Во-вторых, концептуальные направления управления подкреплены конкретным и очень детальным планом действий, где четко определена роль правительства, министерств, Фонда государственного имущества, местных органов власти, указаны сроки реализации каждого мероприятия. Следует подчеркнуть, что программа является переходной моделью, цель которой — в течение нескольких лет провести кардинальную ревизию корпоративного портфеля государства, в десятки раз сократив при этом численность корпоративных прав за счет ненужных ему пакетов акций и долей, одновременно сконцентрировав усилия на оставшихся — на тех, которые действительно определяют лицо государства, обеспечивают его национальную, экономическую безопасность и социальное спокойствие. Президент в своем Послании "О внутреннем и внешнем положении Украины в 2003 году" конкретизировал этот срок концом 2005 года, обязав правительство и Фонд именно к этому времени продать все пакеты акций государства размером меньше 50%. Важнейшей задачей программы является кардинальное повышение качества управления со стороны государства оставшимися в его руках корпоративными правами. С этой целью программа предусматривает, во-первых, выработку четких критериев эффективности управления данными объектами, во-вторых, тщательный отбор людей, которым государство может доверить свои активы, их подготовку, эффективное стимулирование за достигнутые результаты и адекватный спрос за провалы в работе. Речь идет как о государственных служащих, которым это вменено в обязанности, так и о председателях правлений хозяйственных обществ.

Как отстоять государственный интерес?

Прежде всего выработан алгоритм поведения государства в случаях дополнительной эмиссии акций, возбуждения дела о банкротстве, создания совместных предприятий, т. е. в тех случаях, где наиболее вероятна возможность безвозмездной утраты государственных активов. Поставленные программой задачи невозможно решить без существенных изменений в законодательной базе, устранения белых пятен и противоречий в действующем законодательстве. В частности, программа обязывает провести через парламент такие важные законы, как "Об акционерных обществах", "Об управлении объектами государственной собственности", "О холдинговых компаниях", "О Фонде государственного имущества", "О Государственной программе приватизации" и ряд других. Не так уж много времени прошло с момента принятия этой программы, чтобы говорить о кардинальных сдвигах, но первые шаги по ее реализации уже ощущаются. В стране, наконец, создан единый реестр корпоративных прав государства, заканчивается работа по созданию других реестров объектов государственной собственности. С момента передачи Фонду права управления корпоративными правами (01.01.2003 г.) количество не контрольных корпоративных прав государства снизилось с 1 230 до 983, или на 20%. Одновременно усилено внимание к оставшимся. Итоги прошлого года продемонстрировали позитивные тенденции в росте доходов, прибыли, поступлений в бюджет, снижении долгов (в том числе по заработной плате) предприятий корпоративного сектора, находящихся под контролем государства. Активизируется робота по подготовке кадров, способных мыслить и управлять по-новому, принципиально отстаивать интересы государства. В частности, ФГИУ разработал новые, ориентированные на достижение этих целей программы обучения, отобрал на тендерной основе лучшие учебные центры, где пройдут переподготовку уже в этом году более 600 работников Фонда, министерств и ведомств. Разворачивается работа по формированию действенного резерва на председателей правлений, с подбором в его состав способных к работе в рыночных условиях перспективных молодых и амбициозных руководителей. Особая роль отводится подготовке и проведению собраний акционеров по итогам 2003 года. На этих собраниях Фонд вместе с другими акционерами подведет итоги года, даст оценку деятельности топ-менджеров компаний, внесет существенные изменения в состав наблюдательных советов, ревизионных комиссий, заменив тех, кто не справляется с возросшими требованиями или морально не готов защищать интересы государства. Будут внесены существенные изменения в уставы акционерных обществ, которые вытекают как из требований программы, так и новых Хозяйственного и Гражданского кодексов. Не следует ожидать спокойной жизни и председателям правлений, которые не обеспечили выполнения финансовых планов 2003 года и условий заключенных с ними контрактов. По итогам текущего года благодаря собранной от акционерных обществ и наших представителей информации как никогда прежде удалось глубоко проанализировать объективные и субъективные причины срыва взятых на себя руководителями обязательств, финансовых планов. Сейчас в центральном аппарате и региональных отделениях Фонда завершается работа специально созданных комиссий по анализу этих причин. Их выводы рассмотрит 22 апреля коллегия Фонда государственного имущества. Важно, чтобы такое отношений к Программе правительства было и у других органов управления (министерств, ведомств, местных администраций), которые вместе с ФГИУ отвечают за реализацию правительственной программы повышения эффективности управления корпоративными правами государства. Это замечание не риторическое. Сегодня все чаще приходится слышать от коллег из других органов управления реплику: "Вам Президент передал права на корпоративное управление, вы и занимайтесь реализацией программы, а у нас своих дел хватает". Кому-то выгодно не замечать, что корпоративные права наиболее крупных компаний, таких как НАК "Нефтегаз Украины", ОАО "Укртелеком", всех электроэнергетических объектов, предприятий авиакосмической отрасли и многих других, управляются либо напрямую Кабинетом Министров, либо министерствами и ведомствами. У Фонда государственного имущества действительно больше чем у других корпоративных прав, но, как правило, тех мелких остатков, о которых уже шла речь выше. И через них контролируется меньше половины активов государства в корпоративном секторе. С учетом как этого обстоятельства, так и масштабов важности задач, поставленных программой, как подчеркнуто в постановлении правительства, которым утверждены "Основные концептуальные подходы к повышению эффективности управления корпоративными правами государства", это дело каждого органа государственного управления, поскольку от реализации этой программы зависит инвестиционная привлекательность Украины и рост ее экономики.