Провал русского хедхантинга

Очередная попытка Кремля привлечь очередного западного чиновника на пост руководителя государственной нефтегазовой компании закончилась повалом. Бывший министр торговли США Дональд Эванс отказался занять пост главы "Роснефти" предложенный ему лично россий

Очередная попытка Кремля привлечь очередного западного чиновника на пост руководителя государственной нефтегазовой компании закончилась повалом. Бывший министр торговли США Дональд Эванс отказался занять пост главы "Роснефти" предложенный ему лично российским президентом Владимиром Путиным

Все начиналось для российского истеблишмента как нельзя лучше — Владимир Путин провел личную встречу с бывшим министром торговли США Дональдом Эвансом. Подробности этой встречи, равно как и факт ее проведения, долгое время хранились в секрете, но позже президент Путин вполне прозрачно намекнул, что Герхард Шредер может стать не единственным бывшим чиновником, нанятым российскими госкомпаниями. Выбор Кремля пал на Дональда Эванса, одного из друзей американского президента Джорджа Буша, бывшего министра торговли США, который до госслужбы долгое время работал в нефтяной отрасли.

Несколько дней спустя после официального предложения, "требующего выполнения серьезных обязанностей", Дональд Эванс ответил официальным отказом. Главная причина, о которой стороны не говорят вслух, это возможный конфликт интересов между государственной службой в США и работой на государственную компанию в России, чья внешняя политика все больше основывается на торговле газом и нефтью. Британская Financial Times даже посвятила редакторскую колонку, посвященную кадровой политике администрации Путина, с заголовком который говорит сам за себя "Say No, Mr Evans". Жесткая критика Шредера в СМИ и внутри Германии также сыграли не на пользу предложению государственных хедхантеров.

К тому же, имидж российской компании трудно назвать позитивным. Именно "Роснефть" стала конечным покупателем двух основных нефтедобывающих компаний опального "Юкоса". Сперва эти активы были проданы за долги неизвестному "Байкалнефтегазу", который перепродал их сразу же "Роснефти". История "рюмочной "Лондон" (именно это заведение находится по адресу главного офиса "Байкалнефтегаз") стала показательным примером национализации "Юкоса" через сложную схему с использованием средств государственных банков, конечной целью которой являлось увод "Роснефти" из под юридических исков бывших акционеров компании Ходоковского. Дальше последовала довольно странная история с неудавшимся слиянием "Газпрома" и "Роснефти" — руководство обоих компаний просто не смогло поделить полномочия, и в результате глава "Роснефти" Сергей Богданчиков сумел сохранить независимость и контроль над компанией с годовой добычей более 50 млн. тонн.

Главой совета директоров тогда был назначен еще один знаковый человек из когорты нынешней российской государственной машины — Игорь Сечин, давний друг Владимира Путина, заместитель главы президентской администрации, которого считают одним из идеологов раздела "Юкоса" и сторонником силовой линии в Кремле. Его фигура пользуется небольшой популярностью даже в Москве, и Кремль давно задумывался о замене Сечина на более знаковую для Запада фигуру. Переговоры с Эвансом последовали сразу же после согласия Герхарада Шредера занять пост руководителя совета акционеров Северно-европейского газопровода" (СЕГ).

Желание видеть представителя США объясняется еще и планами по проведению первоначального размещения акций (IPO) нефтяной компании на западных фондовых биржах. Столько популярное среди российских частных компаний средство привлечения средств заинтересовало и государственную "Роснефть", которая таким образом хочет сократить свой долг, раздутый приобретением части "Юкоса".

Планируется, что "Роснефть" в первой половине 2006 года продаст до 30% своих акций, получив в ходе размещения до $15 млрд., что станет крупнейшим привлечением иностранного капитала в Россию путем выпуска акций за всю новейшую историю. Капитализацию государственной компании ее советники оценивают в $58 млрд., но государство планирует все-таки сохранить контрольный пакет в своих руках. Пока неизвестно как повлияют на планы по размещению и цену пакета отказ Эванса возглавить компанию, но и без западных менеджеров и с солидным багажом юридических рисков у "Роснефти" остаются неплохие шансы пройти процесс размещение акций на бирже без особых потерь. Во всяком случае, на фоне высоких нынешних цен на нефть инвесторы готовы закрыть глаза на скелеты в шкафу и бывших офицеров КГБ в руководстве.