Птицы высокого полета

Период деления украинский авиапром успешно пережил. Теперь ему осталось "дорасти" до консолидации. Пока что наиболее близки к слиянию две крупнейшие частные компании — "Международные авиалинии Украины" и "Аэросвит". Впрочем, их планы может существенно изм

Период деления украинский авиапром успешно пережил. Теперь ему осталось "дорасти" до консолидации. Пока что наиболее близки к слиянию две крупнейшие частные компании — "Международные авиалинии Украины" и "Аэросвит". Впрочем, их планы может существенно изменить Минтранссвязи, вынашивающее планы создания авиакомпании-лидера рынка и рассчитывающее на международные маршруты, отданные "частникам"

Украинский рынок авиаперевозок сейчас напоминает смешанный состав из остатков советского "Аэрофлота", новых компаний, получивших наиболее рентабельные международные маршруты, и региональных авиакомпаний-"преследователей". При этом особой конкуренции на рынке не наблюдается — компании практически не пересекаются по маршрутам, а разница цен на билеты украинских и международных компаний практически незаметна.

На костях "Авиалиний Украины"

Именно так принято определять историю создания самых крупных авиакомпаний Украины. Эта одиозная формулировка имеет под собой реальную основу. За период с 1995 по 2004 год "Авиалинии Украины" сократили количество выполняемых рейсов с 41 до 7, из 54 воздушных суден в парке компании осталось всего 3, а из 2,5 тыс. сотрудников — 200 человек. В июле прошлого года деятельность авиакомпании по решению "Укравиатранса" была остановлена.

В это время две ведущие авиакомпании Украины — "Аэросвит" и "Международные авиалинии Украины", на долю которых по итогам 2004 года приходится 53% обще-государственных перевозок, создавались при активном участии Государственного объединения гражданской авиации "Авиалинии Украины". Историю основания первой — "Аэросвита" — связывают с гражданином государства Израиль и уроженцем города Черновцы Ароном Майбергом. В 1993 году "Авиалинии Украины" открыли рейсы в Израиль. Под эту инициативу г-н Майберг в том же году основал на своей исторической родине агентство по продаже авиабилетов, позже трансформировавшееся в целую авиакомпанию. Поучаствовать в реализации смелого бизнес-проекта Арон Майберг пригласил тогдашнего гендиректора "Авиалиний Украины" Леонида Погребняка.

Пожалуй, с этого момента и берут свое начало многочисленные обвинения бывших руководителей "Авиалиний" в целенаправленном разрушении компании. Оформив свои отношения с госпредприятием в форме консорциума, "Аэросвит" сначала закупал авиатехнику за счет прибыли этого объединения, а затем стал получать маршруты госперевозчика. По самым скромным прикидкам нынешнего руководства "Авиалиний Украины", в компанию "Аэросвит" были переданы принадлежащие госкомпании активы в размере $4-4,5 млн. в виде самолетов, рейсов, полученной от перевозок прибыли. В качестве главных лоббистов "Аэросвита" представители "Авиалиний" упорно называли бывшего председателя Госавиаслужбы Владимира Максимова и чиновников самого высокого уровня.

В прошлом году на рынке активно циркулировали слухи о том, что через компанию "ГенАвиаИнвест" одним из собственников авиакомпании является Виктор Пинчук. Представители "Аэросвита" в свою очередь официально опровергли информацию о причастности родственников бывшего президента Леонида Кучмы к собственникам компании.

Второй по величине авиаперевозчик — "Международные авиалинии Украины" — также создавался как дочернее предприятие "Авиалиний Украины" (почти 62% МАУ до сих пор принадлежат Фонду госимущества). Как и в случае с "Аэросвитом", компания получила в наследство от "Авиалиний" прибыльные маршруты, однако претензий к своей "дочке" сейчас у госкомпании нет.

МАУ и "Аэросвит" изначально строили свой бизнес на принципе не конкурировать между собой. "Международные авиалинии Украины" специализировались на европейских маршрутах, а "Аэросвит", ставший в самом начале своей деятельности монополистом по Тель-Авиву, искал нишу на всех остальных направлениях. В последнее время "Аэросвит" развивает ряд трансконтинентальных рейсов и уже успел заработать себе авторитет в этой области.

Отсутствие внутренней конкуренции и, напротив, активность порядка пятидесяти международных авиаперевозчиков на украинском рынке заставило МАУ и "Аэросвит" искать консолидации усилий. О целесообразности такой стратегии говорил и опыт международных авиакомпаний, которые сейчас занимаются активным объединением. В 2000 году в отечественной авиационной отрасли впервые заговорили о создании единого флагманского перевозчика в Украине на базе двух авиакомпаний. "Авиалинии Украины" тогда в расчет не брались. Однако дальше разговоров дело так и не пошло. Вместе с тем вопрос об объединении стал снова актуальным в конце прошлого года, после перехода президента МАУ Виталия Потемского на должность гендиректора "Аэросвита". Для полного запуска механизма необходимо решение акционеров, которые еще ведут переговоры.

"Регионалы" переходят на иномарки

Менее влиятельные, но не менее амбициозные авиакомпании — "Украинские средиземноморские авиалинии", "Донбассаэро" и "Днепроавиа". Практически все они, как "Аэросвит" и МАУ, вышли из "Авиалиний Украины".

Деятельность третьего по величине авиаперевозчика — "Украинские средиземноморские авиалинии" — связывают с именами двух народных депутатов Украины Владимира Сацюка и Александра Волкова. Формально UM Air учредили два брата-гражданина Ливана Марун и Родриг Мерхеж. Кроме UM Air, братья также владеют черновицкой авиакомпанией "Буковина". Разделить бизнес с высокопоставленными украинскими чиновниками братьев сподвигла необходимость иметь собственных лобби в Украине. Как видно, это им удалось, поскольку в 2004 году UM Air вытеснила с третьего места по количеству пассажирских авиаперевозок донецкую компанию "Донбассаэро". В настоящее время компания осуществляет регулярные рейсы в Минск, Тегеран, Батуми, Бейрут, Баку и чартеры в Ливан, Египет, Турцию, Словению, Болгарию и туристическую Европу. Парк самолетов — ТУ-134, ЯК-42Д, АН-24, ДС-9, А-320, Л-410. Кроме скандала с катастрофой принадлежащего компании Як-42 в июне 2003 года, UM Air в свое время также пострадала от запрета пользоваться лайнерами Airbus.

Как известно, монополию на большие самолеты в Украине традиционно, еще с середины 90-х годов, держит компания "Боинг". Попытки завезти технику Airbus предпринимал ряд авиакомпаний, в том числе "Авиалинии Украины" и "Украинские средиземноморские авиалинии". В 1996 году контракт "Авиалиний" с Airbus на покупку трех воздушных суден стоил замминистра транспорта по авиации Валерию Цыбуху и президенту "Авиалиний" Вячеславу Ильину их должностей.

Последняя попытка приобрести Airbus принадлежала как раз UM Air весной 2003 года. Процедура получения сертификата соответствия нормам безопасности полетов, занимающая не более четырех месяцев, растянулась на неопределенный срок. Компания после многочисленных переговоров с Госавиаслужбой таки получила свой самолет, но с опозданием на полгода. И вместо двух суден — только одно. После выдачи Госавиаслужбой сертификата на 11 модификаций А319 и А320 в октябре прошлого года UM Air заявила о скором приобретении еще одного "европейца". И до сих пор остается единственным в стране авиаперевозчиком, работающим на самолетах этой марки.

Крупнейший внутренний перевозчик — компания с коммунальной формой собственности "Донбассаэро". Выполняет порядка 90% пассажирских и грузоперевозок Донбасса. Кроме этого, имеет сертификат на перевозку опасных грузов. Компания осуществляет регулярные рейсы в 12 стран мира и имеет разрешение на чартеры в 130 направлениях. В парке компании пока только самолеты отечественного производства: двенадцать Як-42 и девять Ан-24. Планируя расширить географию своих полетов, "Донбассаэро" присматривалась к суднам-"международникам". Однако в отличие от традиционных "Боингов" и Airbus, выбор донетчан пал на канадский Bombardier, который делит мировой рынок региональных самолетов с бразильской Embraer. В декабре прошлого года специально для "Донбассаэро" в Украину был доставлен Bombardier CRJ700 для тестирования. Согласно предварительным договоренностям, в скором времени парк донецких авиаторов должен пополниться двумя канадскими самолетами. Также, по непроверенной информации, авиапарк компании может пополниться еще одним А320.

Еще один "регионал" всеукраинского значения — компания "Днеправиа", в состав которой также входит и аэропорт в г. Днепропетровске. Компания недавно закупила один Боинг— 737-400, который, в частности, обслуживает международные рейсы компании. Контроль над "Днеправиа" получила группа "Приват".

"Малыши" ориентируются на чартеры

Остальные 21% рынка занимают еще порядка 20 авиакомпаний. Значительная часть их доходов — это чартерные перевозки. Что уж говорить о мелких компаниях, если у такого гиганта, как МАУ, доля чартерных перевозок составляет почти 10% и приносит около $9 млн. дохода.

Два одесских "частника" — "Таврия" и "Южные авиалинии". Первой — одиннадцать лет. Она осуществляет регулярные рейсы в Дубаи, Стамбул, Москву, Киев, Симферополь и Донецк. В парке — Як-42, Ан-24 и бразильский Embraer-140. Второму "одесситу" — всего шесть лет. Кроме традиционных рейсов в Стамбул и Москву, "Южные авиалинии" летают в Ереван и на Ближний Восток на Ил-76, Ту-154 и L-410. Свою нишу на внутренних и европейских направлениях занимают еще две авиакомпании, оставшиеся в государственной собственности: "Одесские авиалинии" и "Львовские авиалинии".

Целый ряд региональных и, как правило, частных авиакомпаний обслуживают определенный круг клиентов, к примеру, крупные предприятия, или специализируются на конкретных перевозках. Например, компания "ИСД Авиа" занимается исключительно чартерами по СНГ, Европе и в некоторые страны Азии на Як-40 и Ту-134. Как, впрочем, и другой частный перевозчик — киевский "Центр деловой авиации", также зарабатывающий только на чартерах. Авиакомпания "Ильич-Авиа", принадлежащая металлургической компании "ММК им. Ильича", кроме удовлетворения потребностей комбината, обслуживает рейсы Мариуполь — Афины, Мариуполь — Киев и ряд чартерных рейсов. В собственности авиакомпании находятся два отечественных Ан-140 и два Як-40.

Паспорт рынка

Доля украинских компаний в общих объемах перевозок на международных линиях в 2004 году составила 49,9%. На территории Украины работают 48 иностранных авиакомпаний.

Ежегодный рост пассажироперевозок отечественных авиакомпаний в течение последних пяти лет составляет более 30%. В прошлом году отечественные компании перевезли на 36,2% пассажиров больше, чем в 2003 году, или 3,228 млн. чел.

Крупнейшие авиаперевозчики Украины в 2004 году (по количеству перевезенных пассажиров) * :

Аэросвит — 33%

Международные авиалинии Украины — 20%

Украинские средиземноморские авиалинии — 16%

Донбассаэро — 10%

Остальные — 21%

*По данным Госавиаслужбы