Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Рисковые е-инвестиции

Бытует мнение, что электронная коммерция — поле деятельности для любителей легкой наживы. На самом деле это мнение ошибочное. Для того чтобы получать от онлайн-продаж постоянную прибыль, изначально необходимо хорошо потрудиться и "влить" немалые инвестици

Бытует мнение, что электронная коммерция — поле деятельности для любителей легкой наживы. На самом деле это мнение ошибочное. Для того чтобы получать от онлайн-продаж постоянную прибыль, изначально необходимо хорошо потрудиться и "влить" немалые инвестиции в дальнейшее развитие

Неуместным было бы спорить о том, что интернет-магазины позволяют избежать множества затрат, которых обычно требует открытие традиционного магазина (торговые площади, оборудование, персонал и т. д.). Однако с уходом от одних затрат владелец онлайн-магазина сталкивается с другими, иногда даже еще большими.

Стоимость виртуального магазина состоит из следующего. Во-первых, для организации электронного бизнеса необходимы аппаратное оборудование, программное обеспечение, помещение для офиса и для складов, персонал (консультанты по каждой группе продуктов и курьеры). Во-вторых, большая часть расходов идет на "раскрутку" магазина.

По словам Дениса Олейникова, в онлайн-магазин такого уровня, как "Квітка.com.ua", необходимо вложить не менее $50 тыс. Половина средств направляется на аренду недвижимости, обустройство офиса, покупку холодильного оборудования, техники, организацию связи. Вторая часть затрат уходит на "подкрепление кассы, когда первое время бизнес работает "в минус". В настоящее время число постоянных клиентов магазина "Квітка.com.ua" составляет около 4-4,5 тыс., ежедневно поступает от 30 до 50 заказов.

Затраты на интернет-магазин, как правило, окупаются в течение 1-1,5 года. Интернет-магазин CORASON создавался во времена зарождения известного сегодня российского проекта Озон.ru. За это время стоимость Озон.ru возросла до $100 тыс., чего не скажешь о стоимости украинского "озона". Рассказывает Виталий Тимошенко (CORASON): "Интернет-магазин — это на самом деле хороший программист, труд которого стоит $350, и хороший дизайнер, который оценивается в $250. При этом мы не говорим о специалистах-маркетологах, затратах на Интернет и т. д. За годы работы магазина эти траты возрастают во много раз, может "накапать" и до $100 тыс.". По словам г-на Тимошенко, посещаемость ресурса CORASON составляет несколько тысяч посетителей в день. Что касается продаж, то в этом году по сравнению с прошлым годом сбыт возрос на 30%. "Так, если еще пару лет назад через магазин осуществлялось не более пяти покупок в день, то сегодня данный показатель в среднем составляет тридцать", — отмечает Виталий. Такая тенденция является следствием появления постоянной клиентской базы (сейчас на уровне 40% от всего объема продаж), а также ее регулярного пополнения.

Для создания внутренних бизнес-процессов интернет-магазина Matrix понадобилось семь лет. "Для того чтобы расширить спектр продукции, наладить службу доставки, отвечать постоянным изменениям в законодательстве, необходимо много усилий и времени", — рассказывает управляющий директор магазина Matrix Александр Савченко. В настоящее время компания имеет несколько офисов, куда может приехать покупатель и посмотреть товар, пообщаться с менеджерами, получить необходимую информацию, настроить приобретенное оборудование и т. д. "Если абстрагироваться от нашего магазина, то я думаю, что в настоящее время необходимо порядка $100 тыс., чтобы сделать шаг к открытию интернет-магазина подобного масштаба: наладить коммуникации, приобрести интернет-линии, оборудование, набрать и содержать штат", — подытожил г-н Савченко. Большая часть бюджета — онлайн-реклама. Для этого еще нужны грамотные маркетологи, которые смогли бы проанализировать посещаемость сайтов, на которых размещается реклама: какую отдачу она приносит, какая отдача от рекламы. По словам Александра Савченко, магазин Matrix — довольно успешный проект. В среднем в день доставляется около 120 единиц оборудования.

Если говорить о зарубежном опыте, то здесь владельцы онлайн-магазинов оперируют значительно большими цифрами. К примеру, в настоящее время интернет-портал Yahoo ведет переговоры на предмет покупки доли в Alibaba.com, который является китайской версией eBay (магазин-аукцион). Руководство Yahoo планирует вложить в покупку доли около $1 млрд., за которые получит порядка 35% акций интернет-магазина. Наиболее прибыльными и посещаемыми торговыми площадками в Интернете на сегодняшний день признаны онлайн-ресурсы Amazon.com и eBay. Так, период с 25 ноября по 23 декабря прошлого года стал для интернет-магазина Amazon рекордным по объему продаж — в общей сложности было сделано 2,8 млн. покупок.

Впрочем, как и в любом бизнесе, в электронной коммерции существуют определенные риски. К примеру, в магазине цветов "Квітка.com.ua" риски связаны со сложной логистикой (цветы — скоропортящийся товар). "Полгода и несколько тысяч долларов ушло на то, чтобы выстроить ту логистику, которая существует сейчас, — рассказывает Денис Олейников. — Это и закупка, и хранение в специальных температурных условиях, обработка, доставка и т. д. Других рисков я не опасался. Я знал, что рынок готов принять такой вид услуг, и мои предположения подтвердились очень быстро".

В случае с продажей бытовой техники, книг, дисков и т. п. риски могут быть связаны разве что с возвращением продукции.

Сколько это стоит

Создание онлайн-магазина, который будет отвечать стандартам электронной коммерции, обойдется в $50-100 тыс.

Справка

Средняя сумма покупки в отечественных интернет-магазинах составляет $100-150