Россия продолжает выкачивать из нефти прибыль

В России с 1 августа повышены экспортные пошлины на нефть и топочный мазут соответственно до 27 и 20 евро за тонну (при прежних ставках в 20 и 12 евро). На очереди — повышение тарифа на транспортировку топлива за пределы России по трубопроводам ОАО "Транс

В России с 1 августа повышены экспортные пошлины на нефть и топочный мазут соответственно до 27 и 20 евро за тонну (при прежних ставках в 20 и 12 евро). На очереди — повышение тарифа на транспортировку топлива за пределы России по трубопроводам ОАО "Транснефть". В Федеральной Энергетической Комиссии (ФЭК) России полагают, что расценки вырастут примерно на треть

Одновременно комиссия по защитным мерам во внешней торговле решила повысить вывозные пошлины на дизтопливо и бензин до 25 евро за тонну (до этого они составляли 15 и 20 евро). Новый порядок взимания, как сказал вице-премьер РФ Виктор Христенко, предполагается ввести с 15 сентября.

Как полагают в управлении правительственной информации, теперь отправлять нефть за пределы России и продавать ее у себя на родине станет по прибыльности одинаково. Раз все равно, где продавать, значит, наполнится внутренний рынок.

Однако независимые эксперты считают, что экспорт нефтепродуктов останется рентабельным только для небольшой части (примерно 25%) российских НПЗ. Главным образом это те, что находятся вблизи границ. Кроме этого, вероятно введение с осени квотирования поставок нефти за пределы России.

Небезынтересно, что буквально накануне из Киева вернулась российская делегация, прервав "для консультаций с правительством" переговоры по погашению газовых долгов. "Генеральный план" погашения был одобрен премьерами Ющенко и Касьяновым 19 июля.

Однако возглавивший с российской стороны комиссию по переговорам Виктор Христенко в Киев так и не поехал. Как и глава "Газпрома" Рем Вяхирев. Означает ли это, что переговоры зашли в тупик? Или все же велено подождать до августовского саммита СНГ в Ялте, где проблему рассмотрят уже на уровне президентов?

Август везде считается периодом относительного затишья на политических и экономических фронтах. Россия здесь не исключение. Значительная часть российского правительства в столице отсутствует, молчат многие телефоны в нефтяных и инвестиционных компаниях, пустуют Госдума и Совет Федерации. В то же время ходят упорные слухи о скорой "структурной перестройке" Кабинета Михаила Касьянова, о новом осеннем кризисе, а в числе потенциальных "отставников" называют и самого премьера.

Оснований для этого вроде бы нет. Производство промышленной продукции в России, по данным Госкомстата, за первое полугодие выросло на 10,3%, а рост инвестиций в промышленности составил 36,7% по сравнению с прошлым годом. В минувший четверг Минфин обнародовал прогноз экономического развития на 2001 год. Согласно ему, рост ВВП должен составить около 10% с учетом инфляции (12%). В абсолютных цифрах это будет 7,75 трлн. руб. на конец будущего года против 6,45 трлн. на конец 2000-го. Это реально, считают в правительстве, с принятием Земельного кодекса и с унификацией таможенных тарифов.

На чем бы ни основывались слухи, нынешнее правительство Владимира Путина (именно президент России определяет задачи для Михаила Касьянова) намерено всерьез подготовить экономику если и не для "большого скачка", то для стабильного роста. При этом деловые интересы России декларируются не только на словах, а и на конкретных постановлениях. Экономическое сотрудничество и дружба с соседями по СНГ остаются, но приоритетом становится забота о самих себе, а не обо всем постсоветском пространстве.