Руководитель департамента Weber Shandwick Worldwide Брендан Мей: "Цель бизнеса — быть хорошим соседом обществу"

В индустриально развитых странах понятие "социальная ответственность" родилось более полувека назад. Как показывает практика, наиболее активны в этой сфере компании, которые постоянно критикуются неправительственными организациями — сети супермаркетов,

В индустриально развитых странах понятие "социальная ответственность" родилось более полувека назад.

Как показывает практика, наиболее активны в этой сфере компании, которые постоянно критикуются неправительственными организациями — сети супермаркетов, нефтяные и горнодобывающие компании. Эффективность социальных инвестиций выше там, где они ориентированы на местные программы развития

— Первый вопрос очень естественный. Зачем нужно бизнесу заниматься программами социальной ответственности, если для этого существует государство, которое собирает налоги за выполнение этих функций?

— Это зависит от того, что вы имеете в виду под термином "социальная ответственность". Многие люди утверждают, что государство имеет довольно ограниченные возможности в проведении своей политики, что ведет к ряду негативных последствий. Прежде всего — это коррупция. Второй аргумент в пользу более активного участия бизнеса — это то, что сейчас большие корпорации считаются более мощными, чем государство. Они также быстрее реагируют на изменение внешних условий, в отличие от государства, которое более медленно, более бюрократично.

— Как большие компании управляют своими социальными программами, как формируют политику в сфере социальной ответственности?

— Сейчас все большее количество транснациональных корпораций создают для выполнения этих функций специализированные департаменты. Еще в ряде компаний вопросами социальной ответственности занимаются PR-отделы или подразделения по связям с органами власти (government relations). Также существует практика, когда в формировании социальной политики компании могут принимать участие отделения по управлению рисками или юридические управления.

— Существуют ли неформальные критерии того, какой в среднем процент дохода или прибыли компания должна потратить на программы, связанные с социальной ответственностью?

— Это зависит от отрасли. Я думаю, что вопрос не в том, сколько вы тратите, а в том, насколько вы обращаете внимания на эти факторы в процессе вашей деятельности. Например, в ходе интервью с руководством "Рио Тинто" (горнодобывающая компания), когда я спросил, сколько человек занимается вопросами социальной ответственности, руководитель специального департамента ответил, что 54 тыс. сотрудников, т. е. эта деятельность не ограничивается только активностью его отдела. Более того, инвестиции в данные программы — это не безвозвратные траты. Вы всегда должны оценивать их влияние на ваши будущие доходы, например, через большую производительность труда сотрудников или лояльность потребителей.

Мы можем говорить о некоторых количественных параметрах расходов только в отношении благотворительности. Например, в Великобритании считается нормальным, когда на эти цели направляется 1% от прибыли до уплаты налогов.

— Существует ли какая-то связь между целями программы социальной ответственности корпорации и личными расходами на благотворительность собственника этой компании?

— Я думаю, что эти субъекты преследуют совершенно разные цели. Например, благотворительный фонда Гейтса тратит огромные суммы на борьбу с заболеваниями в Африке, в то же время социальные расходы Microsoft сконцентрированы скорее в тех странах, где компания активно работает. В этом и состоит разница между благотворительностью и программами социальной ответственности — в последних ваши расходы должны отвечать общей политике компании и ее стратегии. В связи с этим, например, пищевой компании нет смысла расходовать деньги на строительство школ в Африке, если она, конечно, там не работает.

— Возьмем среднестатистическую горнорудную или металлургическую компанию. Какой должна быть ее политика?

— Прежде всего — обеспечить своим сотрудникам лучшие условия труда и проживания в плане экологии. Вопрос здоровья работников для этих компаний является одним из самых важных. Второе — фокус на проживающих рядом с производством или карьером людей. Какое влияние оказывает на них ваша компания? Программы для местных общин (городов или поселков) обычно включают в себя обеспечение нормального незагрязненного водоснабжения и других коммунальных удобств, улучшение медицинского обеспечения и образования для молодежи. Третий аспект — что произойдет с работниками и местными общинами после закрытия производства. Возможно, компании нужно взять на себя расходы по переобучению персонала и решению экологических проблем после закрытия производства.

— Если мы говорим о непосредственно программах социальной ответственности, на каком уровне должны они работать — на уровне страны или на местном уровне, непосредственно возле предприятий?

— Как показывает опыт большинства транснациональных компаний — нефтяных или металлургических, они целенаправленны преимущественно на местный уровень. О глобальных подходах речь может идти в том случае, когда компания в разных странах применяет одни и те же методы оценки влияния своей деятельности на экологию, жизнь местного населения.

— Какие отрасли сейчас больше всего нуждаются в создании программ, связанных с социальной ответственностью?

— Это сети супермаркетов, нефтяные компании, горно-металлургические холдинги, фармацевтические компании (здесь вопросы касаются того, как эти компании продвигают лекарственные препараты среди врачей и пациентов или программы по продаже препаратов бедным странам). Важны эти программы и для банковского сектора — насколько инвестиционные программы, которые финансируются банком, отвечают стандартам по охране труда или окружающей среды, или какой будет эффект этого финансирования.