Селяне посеяли, чем Бог послал

Сейчас, когда весенне-полевые работы практически подошли к концу, стало понятно, что правительство, несмотря на все заверения и старания, не смогло обеспечить нормальные условия для посевной. Селяне, обремененные долгами предыдущих лет за поставленные им

Сейчас, когда весенне-полевые работы практически подошли к концу, стало понятно, что правительство, несмотря на все заверения и старания, не смогло обеспечить нормальные условия для посевной. Селяне, обремененные долгами предыдущих лет за поставленные им материально-технические ресурсы, не получили привычных товарных кредитов от коммерческих структур

Те, в свою очередь, не стали поставлять ре­сурсы в долг, потому что правительство не предоставив им никаких гарантий возвращения предыдущих долгов, кроме словесных за­верений. И даже если это не вина конкретно нынешнего состава Кабинета министров — пессимистический взгляд на будущий урожай от этого не становится более оптимистическим. Зимой и в начале весны, когда правительство на фоне проведения аграр­ной реформы думало о том, как и чем в этом году будем пахать и сеять, министр агропромполитики и другие чи­новники чуть ли не каждый день встречались с бизнес­менами, работающими на аг­рарном рынке, призывая их помочь селянам топливом, техникой, удобрениями, средствами защиты расте­ний. Взамен была обещана поддержка в решении вопро­са долгов бывших КСП этим структурам, сумма которых по разным оценкам колеб­лется в пределах от 6,7 млрд. грн. до 7 млрд. грн., при том, что общая сумма всех долгов на тот момент составляла 15 млрд. грн. ВНАЧАЛЕ февраля пре­мьер-министр Виктор Ющенко даже подписал обращение к компаниям, рабо­тающим на аграрном рынке, в котором правительство при­знало, что сумма долга сель­скохозяйственных предприятий перед компаниями составляет 6,7 млрд. грн. и что долги воз­никли из-за некорректной по­литики государства на продо­вольственном рынке. 10 марта операторы приняли обращение к премьеру с просьбой урегули­ровать вопросы с имеющимися долгами аграриев перед компа­ниями и их пролонгацией в рам­ках действующего законода­тельства, а также провести разъяснительную работу с ру­ководителями райгосадминистраций и с руководителями ре­формированных хозяйств. Ведь несмотря на заявленную поддержку на местах, вопросы правопреемственности новых, реформированных хозяйств решались не так гладко, как это звучало с высоких трибун. Агротрейдеры говорят, что фак­тически под непосредствен­ным негласным "одобрямсом" местных властей вновь создан­ные хозяйства выводили все активы из КСП, оставляя на них лишь долги. Впрочем, были и варианты. Например, в число учредителей нового сельхоз­предприятия включить пред­ставителей местных властей. В этом случае вопрос право­преемственности долгов ре­шался более справедливо. Бы­ли и другие "схемы".

Задекларированная под­держка правительства, таким образом, в практическом плане ничем не была подкреплена. Справедливости ради необхо­димо добавить, что сельскохо­зяйственные посредники все же считают, что правительство кое-что сделало для решения их долговых проблем — был при­нят закон о списании части госу­дарственных долгов, которые составляют 6 млрд. грн. "Пока правительство видит свою роль более-менее исполненной. То есть оно заявляет прямо, что сейчас между должниками и кредиторами не стоят госу­дарственные долги. И пригла­шает нас использовать все воз­можные методы, для того чтобы вернуть наши долги. Теоретиче­ски так оно и есть, но практиче­ски нам эти долги никто не отдаст", — сказал один из опера­торов на аграрном рынке.

В результате такой позиции государства по отношению к операторам пострадали сами селяне, которые фактически се­яли в этом году при минималь­ных количествах топлива, удоб­рений и средств защиты расте­ний. Особенно критическая си­туация сложилась по средствам защиты растений, которые практически полностью импор­тируются. Поданным Минагрополитики, минимальная по­требность сельских хозяйств в средствах защиты растений составляет 22,5 тыс. тонн. В Ук­раине эти препараты фактичес­ки не производятся — по дан­ным Госкомстата, в прошлом году их было произведено 1,8 тыс. тонн. В основном они импортировались международ­ными компаниями-производи­телями. А здесь реализовывались непосредственно КСП че­рез сеть украинских дистрибью­торов. В результате непроплат сельхозпроизводители накопи­ли долги за поставленные сред­ства защиты растений в разме­ре $200 млн. Естественно, в этом году поставки СЗР осу­ществлялись только по предо­плате или по бартеру за зерно и подсолнечник. Чиновники по­нимают, что без химпрепаратов нельзя добиться желаемого ре­зультата, и средняя прошлогод­няя урожайность зерна в 10,8 т/га — это результат отсутствия необходимого количества удоб­рений и средств защиты расте­ний. Еще в январе министр агропромполитики Иван Кири­ленко признался, что хозяйства в последние 3 года не могут вы­растить продовольственное зерно, поскольку практически не используют средства защиты растений. Но на деле фактичес­ки ничего не сделано, чтобы в этом году изменить ситуацию к лучшему. Даже наоборот — она ухудшилась. Хозяйствами весной было использовано, по разным оценкам, от 13% до 17% от необходимых средств защиты растений, то есть около 3 тыс. тонн, тогда как в прошлом году было обработано 12 млн. га с использованием около 13 тыс. тонн этих препаратов. Поэтому ожидать какого-либо качественного сбора зерна в этом году не приходится.

Но трейдеры все же готовы работать в Украине при условии взаимовыгодного сотрудниче­ства и если правительство от разговоров о поддержке все же перейдет к реальным делам. Они говорят, что согласились бы на реструктуризацию своих дол­гов в случае существования оп­ределенных гарантий со сторо­ны государства. "Я был бы со­гласен реструктуризировать долги и на 10 лет, если бы прави­тельство предоставило гаран­тии, что они будут возвращены. Но эти гарантии должны быть не на словах, а подкреплены соот­ветствующей строкой в бюдже­те", — сказал генеральный ди­ректор компании "Новартис-Агро" Юрий Заставный. Если государство ближе к осени не перейдет из плоскости теории в решении долгов бывших КСП перед компаниями-поставщика­ми в практическую плоскость, то украинским селянам придет­ся действовать согласно извест­ному анекдоту и посеять в сле­дующем году в два раза больше зерна, чтобы долгоносик пода­вился, поскольку цивилизован­ные методы борьбы посредст­вом применения средств защи­ты растений для них будут недо­ступны.

Комментарий

Юрий ЗАСТАВНЫЙ, гене­ральный директор компании "Новартис-Агро":

- НЕСКОЛЬКО раз я был удивлен, прочитав в газетах заяв­ления правительства о том, что достигнута договоренность с компаниями-поставщиками ре­сурсов о принципиальной рест­руктуризации долгов сельхоз­производителей перед ними. На­ша компания является одним из самых больших кредиторов сель­ского хозяйства. Из $200 млн. долгов за средства защиты рас­тений сельхозпроизводители нам должны $60 млн. В то же время максимальные шаги, сделанные в нашу сторону — это приглашение на встречу с министром и вице-премьером по вопросам АПК. Нам кажется, что правительство в этом вопросе должно быть более ак­тивным. Ведь одна из основных причин возникновения долга — вме­шательство государства в рынок. Сейчас, немного запоздало, новое правительство заявляет, что не может вмешиваться ни в какие дол­ги, потому что мы не вмешиваемся в коммерческую деятельность. Это прекрасно, на будущее. Но для того, чтобы идти в будущее, не­обходимо очиститься от прошлого.

Никто же не говорит, что правительство должно выплатить эти долги, даже часть. Роль правительства видится в принятии комплек­са мер — как прямых, так и непрямых. Непрямые — это отмена 23%-ной пошлины на вывоз семян подсолнечника, запрещение вмешательства госадминистраций в коммерческую деятельность, новые механизмы использования земли, новая система кредитова­ния сельского хозяйства. Эти меры приводят к улучшению общей ситуации в сельском хозяйстве или, по крайней мере, не ухудшают ее. Если государство хочет, чтобы мы уже сейчас работали с селяна­ми, которым необходимы средства защиты растений, но они не имеют для этого денег, значит необходимо решить проблему с пре­дыдущими долгами.

Прямые меры зависят от важности проблемы. Например, сель­ское хозяйство нуждается в средствах защиты растений, которые в Украине практически не производятся, их нужно импортировать. Сейчас они поступают сельхозпроизводителям лишь по предопла­те. Однако в сельском хозяйстве нет возможностей для мобилиза­ции нужных средств перед сезоном для предоплаты. Возникает во­прос так называемого "зеленого" кредита, когда поставки осуще­ствляются под урожай. Сейчас никто не готов этого делать, что без сомнения скажется как на урожайности, так и на качестве выращен­ного в этом году. Если не применять средства защиты растений только один год, то урожайность падает до 30%. Если там же не при­менять их еще год, то урожайность упадет вдвое.

Фирмы, поставляющие средства защиты растений, могли бы предложить начать разговор о списании части долга и реструктури­зации его остатка на 3-5 лет, если правительство предоставит свои гарантии. Но они должны быть подкреплены соответствующей стро­кой в бюджете. Если Кабинет министров предоставляет гарантии, он должен иметь соответствующий финансовый ресурс, чтобы вы­полнить их. Это может быть налоговый кредит для таких компаний, как наша. Например, на протяжении пяти лет мы не платим налог на прибыль, пока не вернем свои долги. Проблема в том, что не все компании-кредиторы имеют здесь украинского резидента — наша компания таковой является. Мы платим налоги в Украине.

В любом случае, диалог в этом году не имеет уже никакого смысла. Правительство не смогло обеспечить сельское хозяйство средствами защиты растений — оно просто умыло руки, заняв пози­цию: мы сделали, что смогли — реформа, невмешательство админи­страции, списание долгов.