Сгореть на работе

"Синдром выгорания" — наиболее убыточное проявление стресса в работе компаний, считает управляющий партнер Компании Корпоративных Тренингов СТС Ярослава Бутенко

"Синдром выгорания" — наиболее убыточное проявление стресса в работе компаний, считает управляющий партнер Компании Корпоративных Тренингов СТС Ярослава Бутенко

— Каковы основные причины возникновения стресса в бизнесе? На каких должностях сотрудники больше всего подвержены ему?

— Стресс — это нормальный, абсолютно свойственный бизнесу факт. Бизнес — это своего рода игра по определенным правилам эффективности и удачи. Возможно, эффективностью мы можем управлять, а вот удачей — я сомневаюсь. А оттого, что какие-либо события или явления находятся вне нашего контроля, и случаются стрессы.

Я бы разделила данное явление в бизнесе на стресс предпринимательский и стресс наемного сотрудника. Причины первого чаще всего лежат в неопределенности, то есть в невозможности управлять удачей. Конечно, бизнес — это не игра в покер, но, к сожалению, знание дисциплин курса МВА не гарантирует нам рыночных успехов. В противном случае все выпускники МВА были бы как минимум средними буржуа.

Стресс наемного сотрудника — это одна из самых популярных тем сегодняшних исследований, последние результаты которых говорят о том, что наиболее подвержены стрессам в организации руководители среднего звена. Почему? У этих людей как минимум тройная зависимость — от руководителя, от подчиненных и от смежных подразделений. Руководители среднего звена — "самая тонкая материя" организации, подверженная наибольшему количеству стрессов, связанных с организационной турбулентностью. Причин тому много. Главные из них — это непонимание сотрудниками целей, стратегии компании или просто отсутствие ориентиров; результаты блестящей реализации ошибочного видения; частые реорганизации и изменение целей; ограниченность ресурсов (всех!); скрытое несоответствие знаний и навыков сотрудников этапам развития организации, сопротивление требованиям личного развития; личностные кризисы, например, тридцати, сорока лет. Также часто встречается среди наемных сотрудников скрытая личная неприязнь к руководителю, содержанию работы, коллегам и тому подобное под девизом "не хочу ходить на работу".

— Каковы проявления стресса? Как стрессовое состояние отражается на работе сотрудников?

— С 1999 года СТС проводили собственные исследования 50 предприятий

Украины (средняя численность сотрудников — 900 человек, годовой оборот этих компаний — около $100 млн., средний возраст сотрудников — 30-35 лет). В результате данных наблюдений мы пришли к выводу, что в исследуемых нами предприятиях наиболее часто стресс сотрудников проявляется в виде "синдрома выгорания". Попытаюсь объяснить обычным языком: это ситуация, когда человек затратил огромное количество энергии на достижение цели, достиг ее, истощил свои силы (психологически "сгорел на работе") и на следующий шаг сил уже не осталось, а жить и зарабатывать дальше надо, только нет понимания как. Наши ресурсы — время, энтузиазм, физические силы — ограничены. "Синдром выгорания" свидетельствует о том, что мы зачастую транжирим то, что у нас есть, вместе с тем не способны восполнить утраченное.

Второе место занимает отсутствие взаимопонимания с руководителем или коллегами (часто встречающаяся фраза — "я не могу с ним работать"). Третье — семейные проблемы.

— Какие убытки в данном случае может понести компания?

— Все, которые вы можете себе представить. Например, в 2004 году в одной из украинских производственных компаний с 7 филиалами в Украине руководитель департамента продаж (работает в этой компании 7 лет) в течение 10 месяцев "боролся" с директором маркетинга за реализацию своего видения и поддержку директора компании. Во время этой "борьбы" с переменными результатами уровень текучести персонала в департаменте продаж вырос с 17% до 45% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.

Другой пример. Опытный аудитор "выгорел на работе", его качества (ценность и компетенция) перестали соответствовать этапу развития компании. Этот аудитор дает рекомендации клиенту, допустим, в области финансового планирования. В результате проверки его работы руководителем консультационной команды выяснилось, что данная схема весьма рискованна. После 2-3 подобных казусов эта компания решила расстаться с "выгоревшим" коллегой.

— Есть ли механизмы распознавания стресса на ранних стадиях?

— Первое условие распознавания стресса — это хорошее знание людей, с которыми работаешь. У каждого стресс может проявляться по-разному: от ошибок и невнимательности до открытого конфликта, саботажа или отсутствия на работе. Кстати, если человек болеет, а, возможно, и травмируется, попадает в аварию, это также может быть реакцией на стресс. Ведь в таких ситуациях часто снижается иммунитет и чувство безопасности.

Я бы не советовала воспринимать сотрудников только в контексте бизнеса (прошу не путать с оценкой их работы или бизнес-эффективности). Воспринимайте людей в контексте их жизни, тогда их удастся легче понимать.

— Каковы наиболее эффективные методы профилактики, а если уже поздно — устранения стресса?

— Я верю в эффективность открытых коммуникаций, подбора подходящих друг другу людей (проблема "я не могу с ним работать" очень часто мешает), развития дружелюбной корпоративной культуры, оценки не человека, а его результатов и качества его работы. Свою лепту могут внести и награждения самых успешных сотрудников.

Кроме этого, для повышения стрессоустойчивости организации должны сознательно развивать наставничество, внутреннее обучение (по продукту, клиентам, внутренним процедурам, лучшему пониманию бизнеса организации и т. д.), обучать умению преодолевать стресс и подбирать на работу людей с развитой компетенцией стрессоустойчивости.

— Некоторые руководители специально провоцируют микрострессы, дабы сплотить команду. На ваш взгляд, в каких ситуациях и какими способами это уместно делать?

— Если под микрострессом мы понимаем планы продаж со слегка завышенными показателями, приход новых сотрудников, руководителей, реструктуризации, аттестации, новые проекты и так далее, то это просто нормальная составляющая живого бизнеса. По-другому сейчас не бывает. По крайней мере, там, где выигрывают.

Мое отношение к этим провокациям сводится к двум условиям. Во-первых, подобные мероприятия должны быть профессиональными. И, во-вторых, люди, которые организуют такие проекты, не должны быть агрессивными: лишние проблемы никому не нужны.

И еще, хорошо бы осознать, что стресс — это составляющая часть игры под названием бизнес. И только мы сами решаем, делать ли его частью нашей жизни. Ведь всем известно, что реальность сама по себе нейтральна, и только мы окрашиваем ее в какой-либо цвет.