Шведы уходят на восток

Шведская компания Electrolux, ведущий производитель домашней бытовой техники премиум-сегмента, проводит масштабную программу реструктуризации своего бизнеса. Ключевые направления изменений: перенос производства из Западной Европы в страны с более низкой с

Шведская компания Electrolux, ведущий производитель домашней бытовой техники премиум-сегмента, проводит масштабную программу реструктуризации своего бизнеса. Ключевые направления изменений: перенос производства из Западной Европы в страны с более низкой стоимостью ресурсов и выделение в отдельную компанию бренда Husqvarna, под которым производится продукция, предназначенная для работ вне дома (Outdoor product). В качестве потенциальных производственных площадок Electrolux рассматривает и страны Восточной Европы, что делает этот процесс особенно актуальным для украинских компаний

"Мы расширяем сотрудничество с локальными производителями и заинтересованы в укреплении производственных связей с такими компаниями", — говорит президент и председатель правления Electrolux Ханс Строуберг, комментируя планы компании в рамках реструктуризации и переноса части производства продукции в страны с более низкой стоимостью трудовых (и других) ресурсов — Восточную Европу, Китай, Южную Америку. "Мы успешно работаем по аутсорсингу с турецкими компаниями и думаем, что такое сотрудничество будет распространяться и на другие направления и страны", — добавляет топ-менеджер, не исключая, что в их числе могут оказаться и украинские компании.

Electrolux последним из крупных европейских производителей техники для дома объявил о переносе производства в развивающиеся страны. В значительной степени такая "задержка" обуславливалась спецификой бренда — Electrolux позиционируется как техника премиум-сегмента, и производство в таких странах, как Швеция, Германия, Италия и др. выступало дополнительным аргументом качества (и оправданием высокой цены) продукции. Однако, учитывая последние тенденции — несмотря на рост доходов на 7% в 2005 году, рентабельность снизилась с 4 до 3%, — менеджмент компании принял решение внедрить программу реорганизации бизнеса. Закрытие ряда заводов в рамках начатой реструктуризации привело к снижению операционной прибыли на 18% до $0,5 млрд. (здесь и далее по тексту все цифры приведены из расчета курса USD /SEK — 7,4) в 2005 году, что, по словам менеджмента, все же не превышает запланированных показателей.

Изменение акцентов

Ключевая цель реструктуризации Electrolux — снижение затрат за счет переноса производственных мощностей из Западной Европы в страны с более низкими затратами. Этот процесс стартовал в 2005 году — тогда компания приняла решение о закрытии ряда предприятий в Испании, Германии и Италии. Заводы по производству пылесосов в шведском Востервике и французском Реймсе (кухонные плиты) остановили выпуск продукции.

Географические векторы открытия новых производственных площадок весьма различны — в течение прошлого года были открыты заводы в Мексике (производство холодильников), два предприятия в Польше (по выпуску посудомоечных машин и cушильных аппаратов), в Таиланде (профессиональные стиральные машины). В целом Electrolux намерена перенести в страны с низкой стоимостью ресурсов до 60% своего производства, и надеется достичь полного эффекта от реструктуризации до 2009 года. "Общая стоимость программы реструктуризации до 2008 года составит $1-1,3 млрд. Планируется, что ежегодный эффект от реализации данного проекта будет составлять $337-472 млн.",— говорит Ханс Строуберг.

Перенос производства на развивающиеся рынки — путь, уже пройденный многими крупными производителями бытовой техники. В постсоветских странах первыми "рискнули" итальянцы — еще в 2004 году Merloni Elettrodomestici открыла завод по производству холодильников и стиральных машин Indesit в российском Липецке. Позже свои производства в России открыла немецкая Bosch. Кроме уменьшения издержек на логистику и оплату труда сотрудников (себестоимость производства в Украине почти на 20-25% ниже, чем в Европе), такой подход позволяет снизить стоимость конечной продукции за счет уменьшения таможенных отчислений.

Украина тоже не остается в стороне от процесса — в ноябре прошлого года словацкая компания Gorenie заявила о строительстве предприятия с полным циклом производства стиральных машин стоимостью 15 млн. евро. Кроме экономии на производственных издержках, этот процесс обусловлен и ростом рынка бытовой техники в стране. В частности, один из крупнейших торговых операторов этого рынка надеется, что благодаря размещению производства непосредственно в стране удастся значительно снизить закупочную стоимость продукции и увеличить рентабельность торгового бизнеса. Как отмечают ритейлоры, заключать договора на поставку внутри страны гораздо удобней, чем за рубежом. Сама техника станет дешевле, и затраты на доставку существенно уменьшаться.

Программа реструктуризации производства Electrolux и других крупных производителей открывают перед местными локальными производителями (к примеру, компанией "Норд" и др.) перспективы "выгодно продаться". Так Merloni Elettrodomestici свое производство в России начала именно с покупки действующего предприятия — липецкого завода холодильников "Стинол", и уже затем на его базе начала развивать другие направления. Сам же Ханс Строуберг, Electrolux в общении с "Инвестгазетой" подчеркнул, что считает украинский рынок одним из перспективных и быстроразвивающихся в Восточной Европе.

Инвестиции Electrolux в производство на развивающихся рынках

Страна

Продукция

Инвестиции,

$ млн.

Старт производства

Мексика

Холодильники

162

2005

Венгрия

Холодильники и холодильные камеры

8,1

2005

Польша (4 завода)

Стиральные и посудомоечные машины, плиты и др.

192

2005/2006

Россия

Стиральные машины

10

2004/2005

Таиланд (2 завода)

Стиральные машины

23

2003-2005/2006

Китай

Варочные поверхности, вытяжки

7

2005