Сложный выбор

Развитие малых и средних компаний сопряжено со множеством сложностей, в частности, возникающих при вхождении на рынок. Так, на многих рынках существует ряд ограничительных мер финансового характера. Речь может идти о размере уставного и собственного капит

Развитие малых и средних компаний сопряжено со множеством сложностей, в частности, возникающих при вхождении на рынок. Так, на многих рынках существует ряд ограничительных мер финансового характера. Речь может идти о размере уставного и собственного капитала; о необходимости платы за лицензии для тех видов продукции, которые этого требуют; об участии в формировании гарантийных фондов (в банковской и страховой сферах) и ряд других.

Регуляторы отдельных рынков чинят и дополнительные препятствия. Например, устанавливают плату за утверждение правил на осуществление деятельности (такая практика обсуждается на страховом рынке). Специфика же других рынков связана с обслуживанием государственных заказов или участием в тендерах. К слову, последние проводятся зачастую непрозрачно, что фактически закрывает доступ небольшим компаниям к интересным заказам и потребителям. В этом случае решить проблему помогают традиционные взятки.

Мнение экспертов Международного центра перспективных исследований (МЦПИ), основанное на результатах проекта "Улучшение бизнес-среды в Украине", лишь подтверждает эти наблюдения. Так, экономист МЦПИ Ильдар Газизуллин отмечает, что регуляторные и административные барьеры значительно усложняют вхождение на рынок небольшим компаниям и создают непрозрачность для работы бизнеса. "Для того чтобы начать предпринимательскую деятельность, необходимо пройти регистрацию по меньшей мере в шести государственных органах", — говорит он.

Проблемой является и усложненный доступ к финансово-кредитным ресурсам, а также отсутствие гарантий защиты прав собственности. По результатам опросов Института экономических исследований и политических консультаций, только 23% респондентов уверены, что судебная система в состоянии обеспечить исполнение их коммерческих соглашений, и 12,5% — что суды могут эффективно защитить их бизнес от посягательств преступности.

Отдельно стоит отметить несовершенство налоговой системы и системы общеобязательных платежей. "Предприниматели тратят на взносы в социальные фонды около 38% общего фонда заработной платы, — отмечают в МЦПИ. — Если учесть 13%-ный подоходный налог, получится, что на каждую гривню, выданную на руки работнику, еще 0,64 грн. предприниматель должен платить государству. Соответственно, увеличивается либо себестоимость товаров и услуг, либо объемы теневой экономики".