Собрания акционеров в облегченном варианте

Верховная Рада на этой неделе должна рассмотреть поправки к закону о хозобществах, которыми снижается порог легитимности собраний акционеров с 60% до 50% + 1 акция
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Верховная Рада на этой неделе должна рассмотреть поправки к закону о хозобществах, которыми снижается порог легитимности собраний акционеров с 60% до 50% + 1 акция

В законопроекте по внесению изменений в Закон Украины "О хозяйственных обществах", в частности, предлагается уменьшить количество голосов акционеров, необходимых для признания общего собрания АО правомерным, с 60% до 50% + 1 акция. Принятие таких изменений, по мнению разработчиков, предоставит миноритариям дополнительные возможности защиты своих законных прав, улучшит инвестиционный климат в Украине и несколько приблизит отечественное законодательство к мировым стандартам. В свою очередь профильный комитет Верховной Рады по вопросам экономической политики не поддержал правительственные инициативы, предложив отклонить законопроект. К слову, законопроект определен Президентом Украины как неотложный.

Насколько изменится реальная ситуация с защитой прав миноритариев в связи с принятием предлагаемых изменений, однозначно ответить сложно. По мнению Евгения Соловьева, адвоката ЮФ "Ильяшев и Партнеры", все зависит от конкретной ситуации. "Например, если в акционерном обществе 55% акций принадлежат одному акционеру, а 45% акций — миноритариям, и между ними существует конфликт, то после таких изменений последние теряют возможность блокировать проведение собраний. А в случае, когда одному акционеру принадлежат 45% акций, а 55% — миноритариям, складывается прямо противоположная ситуация. С моей точки зрения, миноритарии после принятия таких изменений будут все же в более невыгодном положении".

Эксперты фондового рынка сходятся на том, что данный законопроект написан под "Укрнафту", где государство владеет именно контрольным пакетом (50% + 1 акция принадлежат госкомпании НАК "Нафтогаз Украины" и около 40% финансово-промышленной группе "Приват"). Такое соотношение прав собственности между государством и частным бизнесом хорошо накладывается на цифры законопроекта. Ведь если у "Привата" около 40% акций, то по сегодняшнему законодательству без согласия группы кворума на общем собрании акционеров никак не наберется. Если же законопроект все-таки примут, "Приват" может остаться не у дел. По словам директора инвестиционной компании "Драгон Капитал" Дмитрия Тарабакина, сомневаться в том, что законопроект принимается с учетом интересов государства именно в "Укрнафте", не приходится: "Вы же видите, что там происходит: заправочные станции покупаются по миллиону долларов, а государство не может ничего предпринять… Этот законопроект "идет" именно под "Укрнафту".

Хотя нельзя исключать еще одной версии, по которой принятие такого закона будет выгодным и в ситуации с "Криворожсталью". Если предположить, что правительство согласится с предложением Виктора Пинчука о пропорциональном уменьшении купленного им на конкурсе за $800 млн. пакета акций c 93 до 43%, то у государства будет 50%+1 акция. Без внесения предлагаемых изменений в Закон "О хозяйственных обществах" власти на такой вариант "мирового соглашения" пойти не могут — ведь 43% акций достаточно для блокирования любых серьезных решений, в том числе и проведения собрания акционеров.

Какова вероятность того, что парламентарии проголосуют за внесение изменений, сказать сложно. С одной стороны, исходя из того, что законопроект внесен Кабинетом Министров, его должны поддержать проправительственные фракции и группы, с другой — крупные акционеры, коих в парламенте предостаточно. И в провластных эшелонах скорее всего воспользуются принципом "не навреди себе, и только потом ближнему своему". По словам первого заместителя главы комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики Владимира Демехина, "…этот законопроект может не пройти, потому что в парламенте слишком много представителей акционерных обществ. Никто из них не заинтересован в том, чтобы миноритарный акционер получил больше прав и возможностей влиять на данные процессы".