Содружество в госбезопасности. О свободной торговле говорить пока рано

Образ общего врага сближает и облегчает понимание. При этом враг может быть и внешним, и внутренним. Сделав на это ставку, Москва добилась, чтобы очередной саммит СНГ не превратился, как это не раз уже бывало, в сугубо протокольное мероприятие. С экономич

Образ общего врага сближает и облегчает понимание. При этом враг может быть и внешним, и внутренним. Сделав на это ставку, Москва добилась, чтобы очередной саммит СНГ не превратился, как это не раз уже бывало, в сугубо протокольное мероприятие. С экономической частью не так хорошо. Зона свободной торговли, если и запустится в следующие годы, то с большими оговорками

БОРЬБА с бедностью — в числе самых главных задач в политике МВФ и Всемирного банка на ближайшее десятилетие. Страны Содружества Независимых Государств, далеко не до конца справившиеся с обнищанием населения, договорились совместно бороться с международным терроризмом и даже создать в Москве Антитеррористический центр СНГ. Единогласно было одобрено заявление о поддержке "глобальной стратегической стабильности" и незыблемости договора по Противоракетной обороне от 1972 года. С внутренними террористами будут бороться по программе, рассчитанной до 2003 года. Правда, Туркмения не присоединилась к этой программе, а украинская делегация подписала с оговоркой, что "ловля" террористов не будет противоречить местному законодательству.

Об экономике говорили накануне, во время заседания Совета глав правительств. Зоны свободной торговли (ЗСТ) в нормальном виде, скорее всего, не будет. И хотя российский премьер Михаил Касьянов и говорил о найденном "компромиссе", Россия ясно дала понять: акцизы и экспортные пошлины на продукцию ТЭК сохранятся. В противном случае, по оценке правительства, Москва понесет убытки от введения ЗСТ от 600 миллионов до 2 миллиардов долларов в год. Акцизы означают, что бензин, мазут, дизтопливо, сжиженный и природный газ будут стоить в Украине минимум в 1.6 — 1.8 раза дороже, чем, например, в Белгороде или Курске. С 1 июля, в частности, материализуется апрельское постановление правительства РФ о 30%-ном экспортном акцизе на газ для всех стран, за исключением Беларуси (15%). Платить будет не только "Газпром", но и независимые производители.

Заявление секретаря Совета Безопасности России Сергея Иванова о возможности введения Россией визового режима в отношении стран СНГ не осталось без внимания президентов. Руководитель Грузии Эдуард Шеварнадзе выразил особое неудовольствие: "Для меня это неприемлемо". Впрочем, в кулуарах встречи царило единодушное мнение, что с Украиной режим не изменится, так как подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, положения которого приоритетны по отношению к односторонним действиям России. Визы грозят, по большому счету, только Грузии, у которой довольно большой участок горной границы с Чечней. С остальными странами Содружества Москву связывают те или иные двухсторонние договоренности. Скорее всего, как раз в двух- трехсторонних связках и блоках большинство президентов видит будущее Содружества.

На сегодня в рамках СНГ уже образовалось 6 внутренних союзов. Первый из них — российско-белорусский. Был создан Таможенный Союз (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан), подписаны договоры об Объединенной системе ПВО и о Коллективной безопасности (входят страны Таможенного Союза плюс Армения). Кроме того, государства Средней Азии заключили Центральноазиатский Союз, а Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова объединились в ГУУАМ. Цели и интересы у всех образований разные и не всегда направлены на сохранение Содружества.

Но руководители бывших "братских республик" пока не до конца готовы к свободному плаванию, а некоторые и вовсе его не хотят. На прошлой неделе Владимир Путин провел двухсторонние переговоры сначала с Нурсултаном Назарбаевым, а затем с Гейдаром Алиевым. Основные темы касались опять же ТЭК и транзита нефти. Казахстан желает, чтобы ему разрешили прокачивать больше нефти по российским трубам, так как это более рентабельно, чем транспортировать нефть по Каспийскому морю в Баку. Г-н Назарбаев официально пока не подтвердил, что маршрут "Баку — Джейхан" для его страны не подходит, но, по слухам, склоняется к российскому варианту, то есть через Новороссийск.

Основная сложность в том, что пока не определен окончательный раздел Каспия, говорить о запасах можно весьма приблизительно. Пока речь идет в основном о коллективной защите и охране трубопроводов со стороны всех государств, по которым пойдет транзитная нефть. Хотя, по словам президента Алиева, "…только в азербайджанском секторе имеется примерно 4-5 миллиардов тонн нефти, около 4 триллионов кубометров газа… Всякие рассуждения о том, что в Каспийском море нет значительного количества нефти, что трубопроводы неэффективны, и кто-то уже отказывается или сомневается, не соответствуют действительности". О чем говорили Путин и Алиев на переговорах, осталось "за кадром". Не исключено, что Азербайджан склоняли сменить приоритеты в пользу новороссийского маршрута.

Россия Владимира Путина определила два направления своей активности в СНГ. Первое — военно-стратегическое. Борьба с внешними и внутренними агрессорами и договоры "в погонах" должны укрепить Москву в Азии и Закавказье. Не будет забыто и Приднестровье. Реакция президентов была почти сродни армейскому "вопросов нет". Ведь финансирование безопасности ляжет в основном на Москву.

Второе направление — экономико-тактическое. Цены на нефть, несмотря на венскую встречу в рамках ОПЕК, пока не снижаются, экспортировать выгодно. Поэтому главным предметом двухсторонних контактов для России будет транспортировка и экспорт своих и чужих топливных запасов. Утверждать, что объемы торговли между постсоветскими странами при этом увеличатся или оживятся деловые контакты, пока преждевременно. Эксперты ОПЕК признают СНГ как один из самых крупных нефтяных источников в будущем столетии. Причем внутреннее потребление расти, практически, не будет, а будущее национальных экономик выглядит весьма туманно…