Совет да надзор

Практически все крупные банки в прошлом году занимались своей реорганизацией. Не является исключением и НБУ. Нацбанк получил, кроме правления, еще один высший руководящий орган — Совет, и приступил к созданию отельного подразделения, занимающегося надзоро

Практически все крупные банки в прошлом году занимались своей реорганизацией. Не является исключением и НБУ. Нацбанк получил, кроме правления, еще один высший руководящий орган — Совет, и приступил к созданию отельного подразделения, занимающегося надзором за коммерческими банками

Изменение организационной структуры Нацбанка вызвано несколькими причинами, самая главная из которых заключается в том, что НБУ, как и некоторые другие госведомства, выпадал из иерархической модели построения госаппарата. Не было четко определено, кому именно починяется НБУ. А прежнее руководство центрального банка настаивало на том, что НБУ — это не столько госведомство, сколько национальный институт, следящий за стабильностью национальной валюты и банковской системой.

Однако после вмешательства МВФ и Всемирного банка Верховной Раде пришлось принять закон о Нацбанке. После долгих дискуссий между парламентариями, Президентом и правлением НБУ последний так и не стал прямо подчиняться ни одной из ветвей власти. Зато НБУ должен следовать рекомендациям нового руководящего органа — Совета, состоящего из представителей Президента и Верховной Рады. В общем, два в одном.

Совет после утверждения своих членов и проведения других формальных процедур сразу же попытался взять бразды правления в свои руки, хотя, по идее, он является рекомендательным органом.

Как уже заявлял председатель Совета Анатолий Гальчинский, функции правительства и парламента по формированию денежно-кредитной политики должны быть переданы непосредственно возглавляемому им ведомству. Получается, вместо Кабмина Совет должен разрабатывать прогноз инфляции, вместо правления НБУ — основы и механизмы денежно-кредитной политики, а контроль над ней отобрать у Верховной Рады. То есть то, что Совет НБУ недополучил в законе, он намерен взять сам. По принципу: если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе.

Еще одно новшество, которое пришлось пережить Нацбанку — создание отдельной структуры по банковскому надзору. Летом прошлого года появился указ об укреплении банковской системы. Президент поручил НБУ и Кабмину создать самостоятельный орган, независимый от Нацбанка. При этом данному учреждению должны быть переданы все надзорные функции НБУ.

Новый орган получил название Генеральный департамент банковского надзора. В него вошли практически в полном составе три управления Нацбанка, курирующие эту сферу деятельности. Правда, говорить о независимости Генерального департамента от НБУ еще рано, поскольку переходный период по реорганизации надзора продлится до 2005 года.

Да и в независимости его деятельности от Нацбанка пока что особой необходимости нет. Вообще, данная модель банковского надзора используется далеко не во всех странах. Все зависит от степени развития банковской системы, которая у нас, к сожалению, еще далека от совершенства.

До сих пор непонятно, что изменится после появления Генерального департамента. По сути, он состоит из тех же управлений, которые были у НБУ по надзору. А значит, принципиально нового подхода к надзорным функциям ожидать не приходится. Хотя что-либо резко менять сейчас, наверное, и не время.

Банки и так едва выполняют требования НБУ по резервированию. Более того, в разряд проблемных входят три крупнейших банка. А для того, чтобы предпринимать какие-либо меры по их ликвидации или, наоборот, реабилитации, решения одного НБУ явно недостаточно. Это уже давно стало вопросом политическим. Что и как сделать с тем или иным банком НБУ советует не только правительство, но и международные финансовые организации. Поэтому появление нового контрольного учреждения в банковской сфере по сути пока что ничего не меняет.