СП на троих

Украинское правительство решило оказаться от приватизации ОАО "Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд" (КГОКОР) и создать на его базе совместное предприятие. Теперь из нескольких серьезных претендентов государству предстоит выбрать cамо

Украинское правительство решило оказаться от приватизации ОАО "Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд" (КГОКОР) и создать на его базе совместное предприятие. Теперь из нескольких серьезных претендентов государству предстоит выбрать cамого достойного

"Принято концептуальное решение. Прежде всего достроить КГОКОР, для чего привлечь инвестора,— объяснил по итогам заседания правительства министр экономики Арсений Яценюк.— При этом привлечение такого инвестора должно проходить исключительно прозрачным и конкурентным способом, поскольку потенциальных участников очень много".

Кроме российского холдинга "Металлоинвест" и "Смарт-групп", а также корпорации Mittal Steel, долгостроем интересовались российская "Северсталь", украинская корпорация "ИСД" и группа "Финансы и Кредит".

Фонду госимущества уже поручили разработать условия отбора претендента для создания СП. Принимая во внимание, что глава приватизационного ведомства Валентина Семенюк является сторонницей скорейшей достройки и запуска КГОКОРа в эксплуатацию, все, от него зависящее,

Фонд сделает оперативно.

Но помимо разработки критериев отбора претендента для СП, которые наверняка будут включать такие основные пункты, как объем предложенных инвестиций, сроки достройки, возможности снабжения получаемой продукцией внутреннего рынка и доле, которую потенциальный инвестор согласен закрепить за государством, правительству не мешало бы определиться с дальнейшей стратегией развития рынка железорудного сырья в целом. Ведь от того, кто получит контроль над последним украинским ГОКом, зависит немало.

В последний бой

Что получит Украина в случае, если долгострой века будет отдан мировому гиганту Mittal Steel?

Эта компания еще 2-3 года назад предложила украинским властям продать КГОКОР, хотя реальных и конкретных предложений в украинских ведомствах от Mittal Steel до сих пор не видели. Руководство компании пока только декларировало готовность к любой схеме "захода" на предприятие: участие в приватизационном конкурсе, создание совместного предприятия с Украиной. Mittal Steel больше других металлургических компаний заинтересована в КГОКОРе, поскольку, владея этим ГОКом, компания могла бы обеспечить окатышами свои восточно-европейские меткомбинаты — Mittal Steel Poland (Польша), Mittal Steel Ostrava (Чехия), заводы в Румынии и Боснии. До последнего времени Mittal Steel многие эксперты считали наиболее вероятным инвестором КГОКОРа в силу огромных финансовых возможностей.

С одной стороны, очевиден тактический выигрыш от продажи КГОКОР Mittal Steel: будут получены деньги для "латания" госбюджета. С другой стороны, стратегический проигрыш: укрепление и без того серьезных позиций глобального игрока, на действия которого Украина никак повлиять не сможет, особенно после вступления в ВТО.

Получив КГОКОР, Mittal Steel приобретет еще больший контроль над горнорудной промышленностью. За полгода присутствия этой транснациональной компании в Украине участники отечественного рынка уже ощутили на себе ее жесткие методы ведения бизнеса. Недовольство политикой Mittal Steel уже высказала "Украинская ассоциация металлоторговцев" — "Миттал Стил Кривой Рог" отказался заключать с металлотрейдерами прямые договоры, в итоге торговцы вынуждены были закупать товар за границей. Недавно ростом стоимости продукции меткомбината возмутилось объединение метизных заводов "Укрметиз".

Вполне вероятно возникновение проблем и для украинских коксохимов. При покупке "Криворожстали" Mittal Steel получил вместе с Новокриворожским ГОКом и коксохимическое производство — Криворожский коксохимзавод.

Позиция и предложения "Металлоинвест" и "Смарт-групп" явно выглядят более подготовленными и конкретными. Более того, именно вариант создания СП, который сейчас принят правительством Украины как базовый, лежал в основе предложений, сделанных российско-украинской парой.

Для Украины есть ряд причин на него согласиться. Во-первых, вариант, предлагаемый этими компаниями, позволит реструктуризировать долг перед остальными инвесторами КГОКОРа: Румынией и Словакией. Расплатиться инвестор КГОКОРа сможет окатышами — в течение 10 лет после окончания строительства Румыния может получить 30 млн. тонн сырья, Словакия — 17 млн. тонн. Соответственно, согласившись на создание СП, иностранные партнеры смогут обеспечить гарантированные поставки окатышей на свои метпредприятия. Но главное преимущество украинско-российского проекта — запуск ГОКа в строй уже в ближайшем будущем.

Во-вторых, объединение усилий двух государств по разработке богатейших в мире месторождений железной руды позволит наравне конкурировать с мировыми лидерами и долгосрочно обеспечить сырьем национальный металлургический комплекс. Еще прошлым летом "Металлоинвест" выступил с предложением о создании Евразийской горнодобывающей компании (ЕГМК) путем объединения усилий украинских, российских и казахстанских производителей железорудной продукции. Необходимость объединения диктовало повышение конкуренции со стороны бразильских и австралийских компаний, имеющих ряд конкурентных преимуществ.

По мнению руководства "Металлоинвест", консолидация ресурсной базы России и Украины позволит создать четвертую в мире компанию по добыче железной руды с годовым производством в 61 млн. тонн. При эффективной инвестиционной политике ЕГМК в течение 2-3 лет сможет увеличить добычу железной руды до 100 млн. тонн в год.

В свою очередь, повышение объемов производства и эффективности железорудной отрасли повлечет за собой рост поступлений в бюджеты Украины и России. Кроме этого, у обеих стран появится возможность влиять на поставки сырья и ценообразование на международном железорудном рынке.

Кроме этого, по мнению специалистов, создание российско-украинского СП на базе КГОКОРа даст возможность существенно расширить рынки сбыта, заключать долгосрочные контракты, в том числе и с Китаем.

К тому же такое СП явно усилит позиции ГМК Украины и России, а также станет шагом на пути урегулирования возможных украинско-российских споров в этой сфере после вступления обеих стран в ВТО.

Заявив о прозрачности и открытости проведения приватизационных конкурсов и тендеров, украинское правительство все же не должно забывать о национальных интересах страны в целом. Ведь неслучайно Mittal Steel, желавший купить Аrcelor, был отвергнут Европейским Союзом: как правительствами стран Союза, так и профсоюзами и отраслевыми лобби. Будет ли у нас такой же стратегический подход к развитию собственной экономики, как в странах ЕС?