Спешить осторожно. Советуют политикам, ратующим за вступление в ВТО, отечественные производители.

Пока официальный Киев активно обсуждает геополитические аспекты вступления Украины в ВТО, бизнесмены подсчитывают прибыли и убытки от открытия границ. Исследовать готовность компаний к конкуренции на глобальном уровне "Инвестгазета" решила на примере двух

Пока официальный Киев активно обсуждает геополитические аспекты вступления Украины в ВТО, бизнесмены подсчитывают прибыли и убытки от открытия границ. Исследовать готовность компаний к конкуренции на глобальном уровне "Инвестгазета" решила на примере двух отраслей: пищевой и автомобилестроительной

Автомобилестроение

Отечественное автомобилестроение только проиграет в "глобальной битве" после вступления страны в ВТО, поскольку без поддержки государства наши заводы пока не готовы конкурировать с мировыми производителями.

"Преждевременное и не до конца просчитанное вступление в ВТО может привести к подрыву отечественной экономики, ее разбалансировке", — считает гендиректор ЗАО "Еврокар" Олег Боярин. Его предприятие является одним из наиболее "прозападных" как по технологическому уровню, так и по системе управления — завод "Еврокар" был построен "с нуля" в тесной кооперации со специалистами компании Skoda и концерна VW. "Наша компания более чем конкурентоспособна, — говорит Боярин, — однако мы являемся участником рынка, частью общей системы, и поэтому ее состояние для нас, безусловно, небезразлично".

С его мнением согласны и другие отечественные автопроизводители. "Следовало бы облегчить доступ украинского бизнеса к дешевым кредитам, снизить ставки налогов при инвестировании капитала в производство. То есть создать равные с западными производителями условия", — так видит решение проблемы председатель правления АвтоЗАЗа Александр Папашев. Другой рецепт предлагает генеральный директор АвтоКрАЗа Сергей Сазонов: "Вступление в ВТО требует детального изучения проблем, и это изучение должно быть впоследствии реализовано переходным периодом, во время которого не только сами предприятия, но и государство должны решить вопросы укрепления позиций отечественного производителя".

Больше всего автомобилестроителей беспокоит отмена льгот. Как сообщили в компании "ЛАЗ", "если отменить льготы, наше производство станет нерентабельным".

Что касается открытости работы властей по вопросу вступления в ВТО, то производители не видят ничего противоестественного и относятся к этому спокойно. К примеру, по словам руководителя АвтоЗАЗа А. Папашева, "ВТО — это престиж страны. Это означает, что страна достигла определенного уровня развития, является государством с рыночной экономикой, ее законодательство адаптировано в соответствии с международными стандартами". Позиция властей относительно вступления в ВТО ему в целом понятна. А вот Олег Боярин считает, что "несмотря на желание властей сделать процесс максимально открытым, отсутствует откровенный и предметный диалог между властью и бизнесом, которому как раз и предстоит принять на себя риски".

Впрочем, в вопросе экспортной стратегии мнения значительно разнятся. "Наша компания имеет абсолютно свободный доступ на все рынки мира", — говорят на АвтоЗАЗе. Хотя на других предприятиях большого позитива в этом не видят, удрученно констатируя, что "мы в Европе не нужны". Больше всех взволновано руководство ЛАЗа. На предприятии считают, что после вступления в ВТО компания, скорее всего, потеряет своего главного экспортного партнера — Россию, и дальнейшая перспектива развития предприятия останется туманной.

Хотя в целом отечественные автомобилестроители готовы к честной, здоровой конкуренции. "Сегодня мы боремся и достигаем успехов в условиях жесткой конкуренции один на один, без всякой поддержки, не имея льгот или каких-либо других преференций", — говорит руководитель АвтоКрАЗа С. Сазонов. В том же ключе высказался и Олег Боярин: "Мы готовы ко многому. С нуля мы построили конкурентоспособную компанию, в основу которой заложена классическая европейская бизнес-модель. Мы уверенно смотрим в будущее. Чего, увы, нельзя сказать о большинстве отечественных предприятий".

"Местному производителю необходимо создать равные условия с зарубежными конкурентами, иначе иностранные товары "задавят" украинского производителя. Ведь возможности производства создаются не ВТО, а самой страной", — считают на АвтоЗАЗе. Невзирая на реалистический настрой, компаниям тяжело спрогнозировать изменения их финансового положения после вступления в организацию.

Ситуация в отрасли наверняка кардинально изменится после принятия Верховной Радой пакета законопроектов, необходимых для вступления во Всемирную торговую организацию. Хотя оценить последствия законодательных изменений автопроизводители пока не берутся. "Законодательный процесс у нас, мягко говоря, не совсем прозрачный, стабильный и понятный. Большинство законопроектов, кроме их авторов, никто не читает", — отмечает гендиректор "Еврокара". В других компаниях этот вопрос вообще проигнорировали. Похоже, за постоянно изменяющимися законодательными инициативами по регулированию автомобильной промышленности там просто не успевают уследить.

В опросе "Инвестгазеты" приняли участие девять крупнейших компаний по производству автомобилей — Запорожский автостроительный завод (АвтоЗАЗ), Кременчугский автозавод (КрАЗ), Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), ЛАЗ (Львовский автозавод), ЗАО "Еврокар", Бориспольский автозавод

Пищевая отрасль

Пищевики от вступления Украины в ВТО ожидают больше преимуществ, чем недостатков. Руководители компаний не боятся конкуренции с мировыми лидерами, хотя и опасаются вывоза сырья за рубеж после ликвидации тарифных ограничений на импорт.

"Вступление в ВТО для нашей компании обернется благом. Да и вообще пищевики выиграют, поскольку будет снижен ряд тарифов, в первую очередь — на сырье", — считает почетный президент концерна "А.В.К." Владимир Авраменко. Аналогичные ответы дала почти половина всех участников опроса. 19% видят в этом процессе вред для своей компании или сектора в целом. "Потому, что отечественные предприятия развиты и оснащены значительно хуже, чем иностранные, в Украине пищевая промышленность находится пока на низком уровне", — объясняет Андрей Объедко, ведущий специалист-маркетолог компании "Рэйнфорд". Схожей позиции придерживается и заместитель директора по экономике Харьковской кондитерской фабрики Галина Феда: "Для нас это скорее вред, поскольку стандарты безопасности, применяемые в Украине, более приемлемы хотя бы для здоровья. Кроме того, сейчас у нас достаточно высокие ввозные пошлины, при вступлении же в ВТО они снизятся, что повлечет за собой большой наплыв иностранных товаров".

Треть респондентов вообще затрудняются с ответом. В основном это компании, большая часть продукции которых уже сейчас идет на экспорт в страны СНГ. А директор одного из заводов по производству сыра даже задал встречный вопрос: "Что такое ВТО?" — и попросил забыть о его существовании.

Половина участников опроса проявили осведомленность в том, какие именно торговые ограничения, касающиеся деятельности компании, должны будут ввести/снять украинские власти после вступления в ВТО. "Будет снижена пошлина на импорт, на рынке появятся качественные и недорогие куры американских, бразильских производителей. Однако мы предполагаем, что цены будут снижаться постепенно, и мы адаптируемся", — сказал председатель правления АОЗТ "Мироновский хлебопродукт" Юрий Косюк.

Представители масложировой промышленности обеспокоены требованием ВТО снять действующий тариф на импорт маслосемян. "По тому, что интересует нашу компанию, решается вопрос, что будет с пошлиной на вывоз подсолнечника. Если ее снимут, это повлечет за собой массовый вывоз сырья, и, как следствие, подорожание его на внутреннем рынке. Мы же привыкли рассчитывать на наше сырье", — пояснил главный бухгалтер Мелитопольского МЭЗ Сергей Рудченко. А начальник таможенного отдела компании "Подолье — ОБСТ" Сергей Попов отметил, что на продукцию его предприятия не будет наложено никаких ограничений: "Пошлина не уменьшится, даже наоборот, собираются ее поднять. По нетарифным ограничениям — вся продукция будет подлежать сертификации".

Большая часть опрошенных не могут назвать работу властей по вступлению в ВТО достаточно открытой и прозрачной. "В СМИ этот вопрос практически не раскрывается. Нет диалога, не хватает анализа, к примеру, того, что случилось со странами, которые в последнее время вступили в ВТО — как это на них повлияло?" — говорит Сергей Рудченко. При этом около трети респондентов все же считают, что информации достаточно для тех, кто хочет ее получить. Директор по сбыту ЗАО "Чумак" Александр Таранишин даже привел примеры конкретных шагов: "Создан совет импортеров, проводятся совещания в Кабмине и встречи в Государственной таможенной службе, на которых мы (менеджеры — ред.) присутствуем. Наши представители бывают на заседаниях комитетов. То есть диалог между властью и предпринимателями есть. Единственное, что мешает, — это скорость, хотя государство можно понять: в нашем случае мы слишком долго запрягались, уже пора ехать".

Одиннадцать из двадцати одной компании не намерены (по крайней мере, в ближайшие несколько лет) выходить с экспортом на мировой рынок. Причины на то различные. "Нам нужно менять оборудование, чтобы товар стал конкурентоспособным — при нынешнем положении дел себестоимость продукции слишком велика. Необходимо усовершенствовать производство, тогда можно выходить на европейский рынок", — считает директор ОАО "Винницамясо".

Перспективы украинской продукции на европейском рынке весьма туманные. В частности, как отмечает коммерческий директор Запорожского масложирового комбината Александр Яковлев, "страны ЕС сильно лоббируют своих производителей. У них очень развит брендинг, они доверяют своим товарам, к украинскому же готовому продукту пока доверия нет. У них мы все еще ассоциируемся с Чернобылем (хотя сырье наше принимают). Думаю, нам рынок сбыта не откроют". В целом, расширить географию экспорта своей продукции надеются десять компаний. "Есть четкие перспективы выхода на новые рынки. Мы сейчас работаем на Украину, СНГ и так называемые этнические рынки. После вступления в ВТО хотели бы представить свою продукцию европейскому потребителю. В принципе, в каждой отрасли есть компании, которые способны бороться на европейском рынке", — уверен А. Таранишин.

С тем, что после получения членства в ВТО на украинском рынке усилится конкуренция со стороны иностранных товаров, согласен 81% опрошенных. При этом опасения относительно финансового положения своей компании испытывают лишь 14,3%, большинство же уверены в своем потребителе. "Результаты маркетинговых исследований показывают высокую лояльность покупательской аудитории к отечественным колбасным производителям. Мы уверены, что высокое доверие покупателей к украинской мясной продукции сохранится и после вступления во ВТО. Отечественный потребитель колбасы достаточно консервативен, мы хорошо изучили его вкусы и знаем, что ему предложить", — говорит специалист корпорации "АТБ" (мясная фабрика "Березка") Анна Личман. Менеджер компании "Крафт Фудз Украина" Владимир Ткаченко, как и представители компаний "Рошен", "Киевхлеб" и "Энзим", не думает, что конкуренция усилится: "Что касается кондитерских изделий, то таможенные ставки на них останутся такими же, поэтому мы не ожидаем значительного увеличения ввоза иностранных товаров в Украину".

С конкретными же законопроектами, которые рассматриваются в настоящее время в Верховной Раде в рамках вступления в ВТО, как выяснилось, ознакомлены лишь 38% участников опроса.

В опросе "Инвестгазеты" приняла участие 21 компания пищевой промышленности (хлебобулочной, мясоперерабатывающей, молочной, масложировой, кондитерской, сахарной

и др.), среди которых и основные маркетмейкеры — "Рошен", "А.В.К.", "Мироновский хлебопродукт", "Чумак", "Киевхлеб"

Мнения политиков

Анатолий Кинах, первый вице-премьер-министр Украины:

— Однозначно, Украина должны быть в ВТО. Ведь там объединено более чем 140 стран, в которых сосредоточено 90% мирового производства. Вступление в эту организацию позволит нам избежать антидемпинговых расследований по отношению к Украине. А это очень важно с учетом того, что наш валовой продукт на 60% состоит из экспорта на внешние рынки. Вместе с тем существуют и риски. В первую очередь — связанные с ростом конкуренции на внутреннем рынке.

Сергей Терехин, министр экономики Украины:

— В геополитических интересах — попасть во Всемирную торговую организацию в этом году. Мой прогноз — в декабре не будет совместного вступления в ВТО Украины и России. Варианты развития событий таковы: или Украина станет членом организации, а Россия нет, или же и Украина, и Россия упустят шанс попасть в ВТО в 2005 году. Сегодня по степени готовности Украина станет первой в очереди претендентов, за нами Вьетнам, а потом уже Россия, Беларусь и Казахстан. Основная проблема РФ — это внутреннее субсидирование экономики, прямо говоря — низкие цены на энергоносители и решение о поддержке автопрома, аналогичное тому, которое у нас было четыре года назад.