Стабильный спрос

Управленческие команды крупнейших алкогольных компаний уже не один год как сформированы и в высшей степени эффективны

Несмотря на многообразие алкогольных напитков, более 70% выручки алкогольных компаний приходятся на традиционную водку. Коньяк и вино помогают алкогольным холдингам в первую очередь диверсифицировать продажи, нарастить свою капитализацию и денежный поток. Во вторую — увеличить прибыль: норма прибыли водочного бизнеса зачастую в разы выше, чем при производстве натуральных вин и коньяков.

Практически все компании, владеющие водочными брендами из топ-10 — алкогольные холдинги с собственными производствами и системами дистрибуции. При этом практически все из них делают ставку на диверсификацию портфеля продукции. В частности, компания "Национальные алкогольные традиции" кроме водки производит несколько торговых марок вин и вермутов, Global Spirits — коньяк, тихие и игристые вина, вермут, "Олимп" — коньяк, вино, сидр и бальзамы. Исключение — Nemiroff, который производит только водку и настойки.

Топ должен постоянно двигаться вперед — не останавливаться на достигнутом, требовать от себя и подчиненных большего, постоянно ставить новые и непреодолимые, на первый взгляд, цели

Водочный рынок в Украине структурирован, зрел, насыщен, высококонкурентен и высокотехнологичен. Это результат более чем двадцатилетней жесткой конкуренции отечественных компаний. Наиболее успешные производители алкоголя еще десяток лет назад начали активную экспансию на зарубежные рынки, где достигли неплохих результатов. Украинская водка продается более чем в 80 странах мира, а четыре-пять украинских водочных брендов последние пять лет неизменно присутствуют в мировой топ-десятке. Кроме того, водочные компании, накопив капитал, еще в середине двухтысячных начали диверсифицировать бизнес, занявшись выпуском вин и коньяков. На этом рынке крайне редки M&A: у десятки крупнейших водочных компаний Украины есть собственные заводы с избытком производственных мощностей, налаженная система дистрибуции и логистики. Поэтому сейчас топ-менеджмент борется за органический рост.

Крепкая цифра

В прошлом году в нашей стране производство водки и крепких алкогольных напитков выросло на 1,6% — до 33,8 млн. дал. С учетом 5,8 млн. экспорта и примерно 1,4 млн. дал импорта официальное потребление водки составило 29 млн. дал, или более 20 млрд. грн. в розничных ценах. Учитывая около 35% теневого рынка, объем рынка водки по итогам 2012 года превысил 30 млрд. грн. По сравнению с 2008 годом затраты украинцев на водку увеличились вдвое — водочным компаниям есть за что сражаться. При этом более 80% производства этого напитка в Украине приходятся на пять компаний: "Национальную водочную компанию", Global Spirits, Nemiroff, "Крымскую водочную компанию" и "Олимп".

В 2012 году, согласно данным Государственной службы статистики Украины, выпуск коньяка и бренди в стране сократился на 1% по сравнению с 2011 годом — до 4,6 млн. дал (115 млн. бутылок). С учетом экспорта/импорта на коньяк украинцы потратили свыше 5 млрд. грн. А вот на винном рынке — падение продаж. В прошлом году выпуск виноградного вина в Украине сократился на 26% — с 17 млн. дал до 12,5 млн. дал. Импорт, по данным agrochart.com, упал до 3,35 млн. дал, а экспорт вырос до 4,9 млн. дал. Украинцы выпили примерно 157 млн. бутылок вина на сумму свыше 6,5 млрд. грн., при этом каждая пятая бутылка была произведена за рубежом. В 2011 году на вино жители страны потратили примерно столько же, сколько и в 2012-м, но в количестве бутылок показатели были заметно выше — 250 млн. Таким образом, потребление вина упало на 59%. Эксперты рынка объясняют данную ситуацию тем, что из-за введения минимальной розничной цены на вино (18 грн. за бутылку емкостью 0,7 литра) исчез целый сегмент дешевых вин.

100%-ное соответствие

Требования к топ-менеджменту алкогольного рынка не отличаются от того, что ожидают акционеры от управленцев в любом другом бизнесе. "Сегодня топ-менеджер водочной компании должен быть независимым в своих суждениях и уметь быстро принимать эффективные решения в условиях постоянных изменений в бизнесе-среде", — говорит Наталья Коновалова, директор по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью компании Nemiroff. Кроме того, топ должен постоянно двигаться вперед — не останавливаться на достигнутом, требовать от себя и подчиненных большего, постоянно ставить новые и непреодолимые, на первый взгляд, цели.

Судя по тому, что первые лица крупнейших алкогольных компаний неизменны, а финансовые результаты бизнесов более чем хороши, их топ-менеджмент отвечает всем вышеперечисленным требованиям. Смена руководства произошла только в холдинге "Баядера" — из-за смерти соучредителя и генерального директора Ольги Нечитайло-Риджок ее пост заняла второй соучредитель компании — Наталья Бондарева. Но на работе и результатах компании это никак не отразилось.

Небольшие изменения произошли в холдинге Global Spirits. В связи с расширением географии экспорта в конце 2012 года к команде топ-менеджеров холдинга присоединился Джулиус Кришон, ранее возглавлявший направление международного развития компании Pernod Ricard в США. На своей новой должности коммерческого директора американского представительства Global Spirits Джулиус Кришон сфокусируется на формировании бизнес-стратегии, построении эффективной системы продаж, а также запуске новых продуктов. Что же касается украинского офиса, то тут никаких перемен не произошло. Сергей Величко, генеральный директор Global Spirits, объясняет это тем, что управляющая команда работала слаженно и успешно, о чем свидетельствуют финансовые показатели компании. Консолидированная выручка Global Spirits выросла на 38% и составила $770 млн.

Компания Nemiroff, несмотря на корпоративный конфликт, который длится уже больше двух лет, также сохраняет свои позиции и поэтому в смене или усилении управленческой команды не нуждается. "Результаты работы компании Nemiroff в 2012 году — пример того, что устойчивость к различным неблагоприятным внешним и внутренним факторам можно сохранять даже в непростые для бизнеса времена", — говорит Наталья Коновалова. На украинском рынке Nemiroff сохранил лидерство бренда в денежном выражении с долей 17,28%, а на внешних — расширил географию продаж за счет шести государств. Также компания добилась увеличения отгрузок в страны СНГ на 7% и нарастила продажи напитков в сети Duty Free на 32%.

Алкогольная промышленность

1

Николай Бабич, генеральный директор

НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОДОЧНАЯ КОМПАНИЯ

3

Валерий Романский, исполнительный директор

КИЕВСКИЙ ЗАВОД ШАМПАНСКИХ ВИН "СТОЛИЧНЫЙ"

4

Валерий Шамотий, председатель совета директоров

ПЕРВЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ХОЛДИНГ

2

Вера Козливская, председатель правления

КОБЛЕВО

5

Важа Иукуридзе, генеральный директор

ПТК ШАБО

6

Шота Гулиев, исполнительный директор

ОДЕССАВИНПРОМ

7

Феликс Черток, генеральный менеджер

АЛЕФ-ВИНАЛЬ

8

Александр Глусь, председатель совета директоров

NEMIROFF

9

Николай Бойко, генеральный директор

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-АГРАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "МАССАНДРА"

10

Сергей Величко, генеральный директор

GLOBAL SPIRITS

11

Владимир Гисем, директор

УЖГОРОДСКИЙ КОНЬЯЧНЫЙ ЗАВОД

12

Алексей Гаркуша, генеральный директор

ЗАВОД ШАМПАНСКИХ ВИН ARTYOMOVSK WINERY

13

Юрий Раина, директор

ХАРЬКОВСКИЙ ЗАВОД ШАМПАНСКИХ ВИН

14

Юлия Самойлова, генеральный директор

УКРАИНСКАЯ АЛКОГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ОЛИМП"

15

Янина Павленко, директор

ДОМ ШАМПАНСКИХ ВИН "НОВЫЙ СВЕТ"

16

Олег Колодий, директор

АГРОФИРМА "ЗОЛОТАЯ БАЛКА"

17

Людмила Русалина, президент

Группа компаний "ПЕТРУС"
(тм "Златогор")

18

Леонид Держак, генеральный директор

ЛЛВЗ "ЛУГА-НОВА"

19

Владимир Татаринов, генеральный директор

ДИСТИЛЛЕРИЯ "ГАЛИЦИЯ"

20

Иван Охабский, генеральный директор

ЛЬВОВСКИЙ ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД