Стекольная мечта

В украинской глубинке, недалеко от города Ровно, находится стекольный завод, оснащенный по последнему слову мировой стекольной промышленности, а офис руководства предприятия является местным оазисом западной культуры. Компания "Консьюмерс Скло-Зоря" смени

В украинской глубинке, недалеко от города Ровно, находится стекольный завод, оснащенный по последнему слову мировой стекольной промышленности, а офис руководства предприятия является местным оазисом западной культуры. Компания "Консьюмерс Скло-Зоря" сменила несколько владельцев, не раз оказывалась на грани банкротства. Ныне одно из самых мощных стекольных производств в Украине возродил истинный американец — исполнительный директор и председатель правления компании Роберт РИВЗ

- Роберт, как вы оказались в Украине? До приезда сюда вы были связаны со стекольной индустрией?

- Я работаю в стекольной промышленности уже 43 года. 35 лет проработал на американскую компанию Anchor Glass, где был одним из собственников. В возрасте 55 лет ушел на пенсию, будучи уверенным, что действительно готов уйти на покой. Однако заниматься "ничегонеделанием" мне оказалось не под силу: через год я был готов снова с головой уйти в работу. Как раз в тот момент, когда я собирался вернуться в индустрию, мне позвонили из одной компании и пригласили на стекольный завод в Италии, который на тот момент столкнулся с большими проблемами. Там мне пришлось провести полтора года, пока поставил производство на ноги. Далее поехал в Беларусь, а в 1998 году канадская компания Consumer Packaging Inc. (CPI) предложила мне уехать в Украину. И вот уже восемь лет я работаю здесь. Сначала на CPI, а затем в сотрудничестве с Европейским банком реконструкции и развития.

- Расскажите о тех, кто владел заводом. Насколько я понимаю, предприятие не раз оказывалось банкротом?

- Завод в 1973 году основал Владимир Плютинский, ныне депутат местного совета. Уже в независимой Украине, когда стало ясно, что предприятие нуждается в серьезных инвесторах, компания была продана CPI. Европейский банк реконструкции и развития пришел в компанию позже, в 1998 году, получив 37%-ный пакет акций взамен на $12 млн. инвестиций. Когда компания CPI обанкротилась, ее акции выкупил ЕБРР, получив контрольный пакет акций в размере 79,7%. Эта ситуация была нетипичной для банка, поскольку обычно он выступает миноритарием. Но в данном случае стоял вопрос о жизнедеятельности перспективного предприятия, поэтому банк решился стать мажоритарным акционером. Всего в завод было инвестировано около $25 млн.

Тогда же мы договорились с ЕБРР, что я остаюсь в компании в качестве президента и председателя правления "Консьюмерс Скло-Зоря" до того момента, когда будет найден стратегический инвестор. Таким образом, в банке приняли решение спасать завод путем капитальных инвестиций, а я, в свою очередь, спасал, управляя компанией и принимая все производственные решения. А в этом году акции ЕББР выкупил всемирно известный производитель стекла французская корпорация Saint Gobain.

- В связи с приходом стратегического инвестора вы не собираетесь оставить завод и вернуться в США?

- Нет, я все-таки остаюсь в компании до тех пор, пока не будет закончена постройка нового, третьего по счету производственного цеха, который частично финансировал ЕБРР. Когда цех будет закончен, я буду готов оставить компанию. Но, откровенно говоря, мы находим общий язык с новыми владельцами, и пока они хотят, чтобы я остался.

- Ваша семья живет здесь, в Ровно?

- Нет, я живу здесь один, семья осталась в США, штат Флорида. В сущности, раньше мне действительно приходилось подолгу жить в Ровно, но сейчас сотрудники компании способны управляться без меня, поэтому я периодически приезжаю на месяц-два.

- Каковы были ваши впечатления, когда вы впервые приехали в Украину?

- В самый первый раз? Мягко скажем, впечатления были не слишком хорошими.

- А что вы сейчас думаете об Украине, спустя восемь лет после первого визита?

- Мне кажется, сейчас основная проблема Украины — неурядицы во власти. Других проблем я уже здесь не вижу. К тому же Украина, на мой взгляд, имеет большое будущее. Да, еще одна проблема — украинские законы. Вам определенно нужно что-то делать, чтобы законы имели только одну интерпретацию, а не несколько. Бизнесу очень сложно существовать, когда тот или иной закон можно трактовать двояко, и обе трактовки будут иметь право на жизнь.

- Вы когда-либо имели налоговые или другие льготы от местных властей?

- Никогда. В сущности, когда г-н Плютинский начинал это производство, он получил госкредит на реализацию проекта, однако других стимулирующих этот бизнес факторов со стороны властей никогда не было.

Комплекс наказания

- У вас возникали ситуации, когда вы не понимали ваших сотрудников в силу различий в менталитете?

- Да, я долгое время, например, не мог понять, почему люди здесь не умеют признавать свои ошибки. Думаю, это осталось с советских времен, когда вас наказывали за любые просчеты. Корпоративная культура, откуда я прибыл, подразумевает, что если вы совершаете ошибку, то делаете из этого выводы и продолжаете идти дальше, стараясь больше не допускать таких просчетов. Украина имеет другую ментальную философию в решении проблем. Здесь люди боятся наказаний, поэтому не умеют признаваться в своих ошибках. Мне пришлось ломать это отношение. Когда я приехал сюда, система была создана таким образом, чтобы наказывать людей. Поэтому они боялись принимать какие-либо решения в принципе. Первое, что я сделал на заводе, — отменил штрафы за ошибки сотрудников.

- Насколько хорошо вы ладите с местными органами власти?

- Сейчас у нас нет проблем во взаимопонимании с местными властями. Вот когда я приехал сюда, в 1998-1999 годах это была просто катастрофа. 50% нашей продукции мы экспортировали в Россию. И если мы не получали деньги за поставляемую за рубеж продукцию в течение 90 дней, у нас отнимали лицензию на экспорт. Однако сейчас я не вижу настолько больших проблем, тем более в общении с местными властями. Наши налоговые отчисления составляют большую долю в местном бюджете, поэтому отношение к нашей компании очень хорошее.

- Власти просят вас о помощи в социальной сфере?

- Нет. Мы занимаемся благотворительностью по собственной инициативе. Мы основали фонд-клуб "Благотворительная корова", который помогает сиротским домам. Впервые посетив один из таких домов, я был шокирован. У детей не было одежды, обуви, дом не отапливался, не было даже электричества. Вообще ничего! В нашем клубе мы поддерживаем 400 сирот из окрестных сиротских домов. Еще довольно много делаем для местных больниц. Купили аппаратуру для сонограммы, другое медоборудование, положили крышу в ровенской больнице, создали несколько детских комнат.

Пока работа на внутренний спрос

- Что изменится с приходом в компанию нового инвестора?

- Мы надеемся, что наша доля рынка возрастет до 21-22%. Сейчас имеем около 12%. Мы не собираемся экспортировать продукцию за рубеж, планируем увеличивать продажи за счет внутреннего спроса, благо на рынке стеклотары в Украине существует дефицит. Будем наращивать мощности, чтобы этот спрос удовлетворить. Кстати, мы единственная компания в стране, которая делает фирменные водочные бутылки под заказ, а не только стандартные емкости. Лично я искренне рад, что завод купила компания Saint Gobain — это один из мировых лидеров в производстве стекла, они настоящие знатоки своего дела. Они вложат не только деньги, но и привнесут новые технологии, а это очень важно для конкурентоспособности в стекольной промышленности.

- Какие компании на данный момент являются вашими клиентами?

- Практически все украинские производители ликероводочной продукции: Nemiroff, "Союз-Виктан", "Хортиця", "Хлебный дар", Львовский ЛВЗ, а также пищевики — "Чумак", "Руна" и пр.

- С какими проблемами вынуждена сталкиваться стекольная промышленность Украины?

- В индустрии есть большие проблемы с вторичной обработкой стекла. В Украине нет системы сбора использованной бутылки и ее переработки. Я прихожу в ужас, когда вижу огромное количество битого стекла в лесах, на полях, где угодно. Все это могло бы быть использовано при вторичной переработке, что позволило бы стекольщикам экономить на сырье.

- А как вы думаете, какие индустрии интересны для инвестирования в Украине?

- Мне сложно ответить на этот вопрос, единственная отрасль, в которой я когда-либо работал, — стекольная промышленность. Но, безусловно, украинские стекольные производства очень интересны для инвесторов. Да, Saint Gobain купили нас, но в стране есть еще множество других заводов, имеющих свою нишу на рынке. Они успешны и интересны для инвестиций. Процесс очевиден: в Украину приходят транснациональные компании. И я уверен, что еще как минимум две стекольные компании придут в страну со своими инвестициями.

- Что изменится в индустрии со вступлением Украины в ВТО?

- Членство в ВТО Украине необходимо. Лично я выступаю за ВТО.

- Да, но тогда на наш рынок хлынет импорт — более качественный по сравнению с местными товарами. Ну или хотя бы более дешевый...

- И отлично! Я люблю конкуренцию. Это здорово.

- Однако многие индустрии в Украине не развиты, и после прихода сюда крупных игроков мирового рынка с их товарами им придет конец.

- Отрасли в Украине малоразвиты потому, что им никогда не приходилось конкурировать, соответствовать мировому качеству. В Америке в свое время, когда открыли границы импорту, рынок стали завоевывать японские производители автомобилей. Американские машины были худшего качества по сравнению с японскими, поэтому японские стали пользоваться большим спросом. Поэтому американцам пришлось срочно поднимать уровень качества своих автомобилей, конкурировать с японцами. Это, по сути, спасло американский автопром. Правда, мы и по сей день имеем проблемы с качеством. Главное, что выжить мы все-таки смогли.

Справка

На прошлой неделе, 4 октября, было официально объявлено о продаже компании "Консьюмерс Скло-Зоря" французской компании Saint Gobain. В результате сделки транснациональная корпорация получила 79,71% акций ЕБРР. Сумма сделки не разглашается. За несколько лет ЕБРР вложил в производство порядка $25 млн. Представители Saint Gobain пока воздерживаются от комментариев относительно точной суммы инвестиций в "Скло-Зоря". Впрочем, инвестор планирует создать условия для увеличения численности работающих: количество рабочих мест возрастет до 100.

Параллельно сделке со "Скло-Зоря" корпорация приобрела стекольные производства в Подмосковье и на Кавказе, тем самым значительно расширив географию своих активов. Корпорация также проявляет интерес к другим заводам по производству стекла в Украине. Сейчас компания "Скло-Зоря" производит 425 тонн стекла (1 млн. единиц продукции) в сутки. Новая печь, финансируемая ЕБРР совместно с Saint-Gobain, увеличит мощности завода на 380 тонн в сутки. Компания "Скло-Зоря" производит стеклянную тару для водки и пищевых продуктов (соусов, кетчупов и т. п.), на заводе также имеются мощности по производству эксклюзивных бутылок.