Страховая диета

Из-за нехватки денег страховщики снова пересматривают свои затраты. Первыми под нож пойдут расходы на персонал, региональную сеть и комиссионные посредникам

Доступ к акционерному капиталу ограничен. Так издалека начинает говорить о необходимости сокращать затраты Игорь Гордиенко, один из самых опытных топ-менеджеров этого рынка. Возглавляемая им АСК "ИНГО Украина" входит в десятку национальных страховщиков по объему премий и является дочерним бизнесом российской группы "Ингосстрах". Сегодня задача украинской "дочки" — увеличить прибыльность всех видов страхования. Для этого нужно существенно снизить расходы. За счет чего? Актуальный вопрос не только для Гордиенко, но и для большинства топ-менеджеров страхового рынка.

Резать

На клиенте экономить нельзя, считает Андрей Перетяжко, первый вице-президент СК "АХА Страхование". "Все, что можно было уменьшить в плане уровня выплат, было сделано в период кризиса. Дальнейшее сокращение затрат на качество сервиса или уменьшение покрытия в договорах страхования лишь вызовет отток клиентов", — уверен он. Компания, в которой работает Андрей Перетяжко, — подразделение крупнейшего мирового страховщика с французским капиталом АХА Group. Группа работает в Украине более трех лет, и не считая покупки двух компаний, собственники уже инвестировали в нее свыше 130 млн. грн. Сегодня акционеры ждут отдачи и хотят видеть не только самоокупаемость, но и динамику роста прибыли.

Разговор о повышении эффективности бизнеса в СК "АХА Страхование" — тема №1, в 2012 году компания согласно поставленным планам должна заработать 40 млн. грн. чистой прибыли. Выполнить его будет нелегко, учитывая, что по прогнозам на этот год, страховой рынок Украины будет расти еще медленнее, чем в прошлом — примерно на уровне 3-5%.

Единственный шанс — оптимизация затрат. "Это очень актуальная проблема. Только расходы на ведение дела у нас составляют 42-43%, в то время как на развитых рынках это 19-22%", — замечает Ибрагим Габидулин, директор страхового брокера "Дедал".

Первыми могут сократиться затраты компаний на персонал и аренду офисов. При таком подходе к концу года без работы могут оказаться около 20% сотрудников СК. Часть страховщиков переедут в более дешевые бизнес-центры, часть сократят убыточные региональные отделения. Далее придется урезать комиссионные продавцам, которые по некоторым видам (например, ОСАГО) достигали 50-70%. Также уйдет в прошлое ценовой демпинг, который в последние годы компании использовали для привлечения новых клиентов.

Оптимизировать

У страховщиков есть ряд показателей, которые демонстрируют структуру издержек, а также свидетельствуют о том, какие компании работают на грани убыточности. Таким показателем, например, является комбинированный коэффициент убыточности. Он учитывает выплаты плюс все расходы страховщика (подробнее см. таблицу). Чем выше коэффициент, тем больше риск ведения убыточных операций. Хотя не всегда показатель свыше 100% однозначно говорит о том, что компания ушла в минус. Для подтверждения этого потребуется анализ ряда других показателей.

Тем не менее комбинированный коэффициент убыточности отслеживают сегодня все компании. Он находится и под пристальным вниманием акционеров. К примеру, СК "Альфа Страхование" (принадлежит российской "Альфа-Групп") имеет четкую задачу от акционеров: рост прибыльности бизнеса. Выйдя на рынок в 2008 году, российская "Альфа-Групп" инвестировала значительные средства в развитие украинской "дочки", что позволило СК "Альфа Страхование" быстро нарастить портфель. Теперь нужно работать над повышением эффективности.

Страховщики стали избирательнее подходить к клиентам и избавляться от заведомо убыточных. Например, таксопарков или компаний, которые требуют страховки для огромного штата сотрудников по минимальной цене. Но разбрасываться клиентами не время, поэтому СК ищут баланс и чистят портфели, выбирая менее рисковые виды страхования. Если у страховщика в портфеле объем автострахования превышает 60-70%, то вероятность работы в убыток очень высока.

Параллельно они ищут новые прибыльные ниши, например, предлагают комбинированные продукты — автострахование плюс страхование жизни. На такие страховки всегда есть спрос, а риски для страховщика невысоки. В прошлом году группа "PZU Украина" предлагала продукт под названием "ОСАГО+лайф". Эта комбинация стоила дешевле, чем если бы пришлось покупать каждую страховку отдельно, поэтому продукт пользовался большим спросом.

Пересматривают страховщики и каналы продаж. Наиболее затратное сегодня направление — розница. "Разветвленная региональная сеть компаний требует высоких расходов как в самих точках продаж, так и в бэк- и мидл-офисах", — отмечают в СК "Альфа Страхование". Именно поэтому компании оставляют только самые выгодные точки продаж.

Иного пути, нежели сокращение расходов, у страховщиков попросту нет. "Высокие затраты влияют на финальный результат работы компании и могут повлечь целый букет проблем", — считает Андрей Власенко, председатель правления СК "ТАС". В числе таковых — "проедание" капитала, недостаточность покрытия резервов, неустойчивость компании в кризисные периоды, невозможность формировать гибкую ценовую и сбытовую политику. В худшем случае компании может грозить банкротство или продажа.

Борьба с издержками — хорошая новость для клиентов. Страховки, конечно, не станут дешевле. Они и так предлагаются по низкой цене относительно себестоимости, говорят страховщики. Сэкономленные средства, скорее всего, компании направят на улучшение сервиса. Обслуживание будет более полным и быстрым. И что особенно важно — может вырасти покрытие по полису.