Суфлеры для лидеров

Политик, запомнившийся удачной шуткой, точной констатацией факта, метким сравнением имеет явное преимущество перед тем, кто говорит серые и избитые фразы. Однако не всегда в политической борьбе главные противники те, кого мы видим на экране. За кадром нас

Политик, запомнившийся удачной шуткой, точной констатацией факта, метким сравнением имеет явное преимущество перед тем, кто говорит серые и избитые фразы. Однако не всегда в политической борьбе главные противники те, кого мы видим на экране. За кадром настоящую войну — бумажную — порой ведут спичрайтеры

Зачастую в команде больших политиков над выступлениями работает целый штат речеписцев с различными специализациями. Как сообщили нам в секретариате Президента, у Виктора Ющенко пока данная служба не сформирована. Виктор Андреевич сам пишет тексты, а помощники порой снабжают его интересными фактами и цифрами.

Для Леонида Кучмы речи готовили всего три человека, хотя при подготовке выступлений они могли привлекать различных экспертов и специалистов администрации. Вместе с тем, по словам бывшего начальника отдела спичрайтеров Владимира Рубана, для качественной подготовки текстов трех специалистов, пусть даже высокопрофессиональных, вовсе не достаточно. "Прежде всего именно поэтому речи Леонида Даниловича не всегда были яркими", — считает Владимир Рубан. Для сравнения: на момент создания референтуры Владимира Путина в ней числились 11 человек. А в штате у Александра Лукашенко изначально было 150 консультантов и спичрайтеров. После нескольких сокращений сейчас осталось около 20-ти человек.

"Сегодня публичная политическая деятельность связана с обработкой огромного количества информации, проведением пресс-конференций, подготовкой выступлений, заявлений, статей, — говорит народный депутат Николай Баграев. — В таких условиях политику просто невозможно успеть сделать все самому. Поэтому существенно вырастает роль спичрайтеров".

У каждого политика свой стиль работы с речеписцами. Одни ораторы лишь намечают основные тезисы и отдают их для детальной проработки. Другие сами пишут детальные монологи, а потом поправляют неудачные места с референтом.

Леонид Кравчук, когда был президентом Украины, пользовался услугами речеписцев лишь в тех случаях, когда вопросы касались международных проблем. По словам экс-президента, в дипломатии каждая фраза очень много значит, поэтому нельзя допустить ни малейшей ошибки.

С председателем политической партии "Трудовая Украина" Сергеем Тигипко сотрудничают три спичрайтера. Причем каждый из них занимается своей специализацией: Юрий Мирошниченко — молодежной политикой, Александра Кужель — министерствами и ведомствами, Юрий Слипец — экономическими вопросами и инвестициями. Своему мастерству все они обучались во Франции.

Кстати, в Украине спичрайтерству пока не учат. Поэтому обычно речеписцев перекупают из СМИ и пресс- или PR-служб компаний. "Отличных специалистов можно найти и в среде лоббистов", — советует заместитель председателя политической партии "Трудовая Украина", глава аналитического центра "Академия" Александра Кужель.

А Николай Баграев уже почти три года сотрудничает с PR-агентством "Радник". Его специалисты подбирают для депутата различные информационно-аналитические материалы, помогают готовить статьи, тексты законопроектов, комментарии, выступления. "При этом над любыми текстами мы работаем как партнеры — ведем дискуссии, выбираем наиболее интересные факты, ищем оптимальные формулировки, — рассказывает политик. — Преимущество сотрудничества с агентством, а не с отдельными людьми в том, что здесь работают специалисты различных областей — политологи, экономисты, журналисты, пиарщики. Поэтому удается достичь не только идеальной формы изложения материала, но и сделать его глубоким по содержанию".

Народный депутат Виталий Хомутынник также полагает, что спичрайтер в команде политика обязательно должен быть независимо от того, насколько профессионально он подготовлен к публичным выступлениям. Однако у самого депутата речеписца пока нет. "Сегодня весьма сложно подобрать именно того человека, который бы подходил по всем параметрам. В Украине еще не сложился данный рынок услуг. И многие политики сейчас работают в режиме "как приходится", — считает Хомутынник.

А председатель политической партии "Громадский контроль" Василий Волга придерживается иного мнения: речеписцы необходимы только политикам, попавшим в исполнительную власть. И заниматься они должны лишь подготовкой ответов на обращения граждан. В данном случае идеалом спичрайтера можно считать Маркиана Лубкивского, бывшего пресс-атташе министра иностранных дел, ныне заместителя Александра Зинченко. "Однако я не понимаю, зачем речеписцы действующим политикам, тем более оппозиционным, — говорит Василий Волга. — Ведь их основная работа — донести общественности свое личное мнение. А политик, не умеющий говорить, никогда не достигнет высот. Да, можно нанять целый штат спичрайтеров, имиджмейкеров, психологов. А мозги жиром не заплывут? Если мне говорят, что на какого-то депутата работает много таких специалистов, я считаю, что это денежный мешок без мозгов".

Вместе с тем, по мнению Василия Волги, сегодня лишь Александр Мороз, Юлия Тимошенко и Наталья Витренко обладают ораторским талантом. Поэтому спичрайтеры им не нужны. Александра Кужель к списку красноречивых политиков добавила Виктора Ющенко, Леонида Кравчука, Сергея Тигипко, Петра Симоненко и себя.

Особенности работы

Спичрайтеры — не изобретение нашего времени. Подобные специалисты были и у Брежнева, и у Сталина. Их называли референтами, личными или пресс-секретарями. Но суть работы с тех пор изменилась мало. Вот схема, по которой работают многие речеписцы. Рисуем на бумаге дом: крыша — это главная мысль, окна — три аргумента (два не убедят, четыре забудут) и фундамент — анекдоты, цифры, примеры. Аргументация как к разуму, так и к чувствам. Говорят, правило работает железно: только от логики устаешь, одни эмоции недоказательны.

При этом главный талант спичрайтера — умение написать текст для конкретного клиента. Ведь речь, как хороший пиджак, должна быть "сшита по мерке". По мнению Владимира Рубана, спичрайтеру необходимо учитывать индивидуальные языковые особенности политика: использует ли он специальную лексику, стилистически окрашенные слова; предпочитает ли клишированные словосочетания или пословицы и поговорки, короткие фразы или длинные предложения; формулирует свою мысль четко и конкретно или склонен к многословию. "Очень важно вместе оговорить тему выступления, — рассказывает бывший спичрайтер Леонида Кучмы, — его форму и содержание, выяснить, где политик хочет расставить акценты, что помогло бы максимально органично выстроить текст. Однако в Украине, к сожалению, это не приветствуется. Основной проблемой у нас было то, что мы не имели возможности напрямую общаться с Президентом".

Также важно, полагает Николай Баграев, умение речеписца схватывать идеи "на лету". Если политику приходится "разжевывать" то, что он хотел бы изложить, столько времени, сколько уйдет на подготовку самого материала, значит, ему пора менять спичрайтера.

Для кулуаров речеписцы должны готовить анекдоты, для экономистов — подбирать цифры, для народа — эмоции. Специалисты полагают, что спичрайтерство постепенно эволюционирует в жанр шоу. Ведь показатель работы "суфлера" — цитаты, которые повторяют СМИ, пословицы и поговорки, которыми перебрасываются простые люди. Многие издания, к примеру, обошла фраза Олега Рыбачука: "У нас нет дешевых энергоносителей, которые сначала вызывают кайф, а потом — финансовую ломку". Кстати, свои спичи вице-премьер по евроинтеграции готовит сам. Помогают создать яркий имидж оратора и паузы, восклицательные интонации, красноречивые жесты, удачная расстановка акцентов. После выборов многие политики позаимствовали у Виктора Ющенко привычку подчеркивать сказанное — в конце тезиса безапелляционно говорить "Точка!". Даже журналист Юлия Мостовая, высказывая свое мнение о Евровидении-2005, использовала этот прием.

Главная же цель спичрайтера — написать текст, который понравится и публике, и политику. А для этого, по мнению Владимира Фесенко, речеписец, во-первых, должен обладать прекрасным слогом. Во-вторых, быть весьма эрудированным человеком, имеющим широкий круг знаний в различных областях.

И третий самый важный секрет профессии — психологическая совместимость с тем человеком, для которого спичрайтер пишет. Речеписец должен научиться с полуслова понимать своего клиента, чувствовать, предвосхищать и создавать текст только для него. "Важно сохранение естественности, — говорит Николай Баграев. — Ведь бывает, что говорят нормальные вещи, но не "на своем языке". Таким людям обычно не верят и поддают сомнению их компетентность. Поэтому очень важно, чтобы твой спичрайтер хорошо знал тебя самого". Однако общение на "одной волне" приходит не сразу. Анатолий Кинах, к примеру, нашел очень удачный выход: для него речи выступлений готовит жена.

"И, наконец, чтобы выступление нашло отклик у слушателей, спичрайтер досконально изучает состав будущей аудитории, — рассказывает Владимир Рубан. — Главное — верно оценить ее ожидания. Учитывается многое: настроение собравшихся, род их занятий, образование, длительность и время выступления, отношение к оратору и т. д". Если речь готовится для спича перед компетентными людьми, как правило обосновывается каждая мысль. Если же для выступления перед широкой публикой — предлагаются готовые тезисы без доказательств, в ход идет эмоциональное воздействие.

Однако все-равно реакция аудитории не всегда предсказуема. Западные спичрайтеры, например, для проверки воздействия речи читают ее специально подобранным людям — фокус-группе. В отечественной практике это почти не применяется. У нас фокус-группой, как правило, служит первичная аудитория, перед которой выступает политик.

Нестандартные решения

Но даже мастерски подготовленные речи зажигают не всегда. По мнению директора Института социальной и политической психологии, президента Ассоциации политических психологов Украины Николая Слюсаревского, многое зависит не от писавшего спич, а от харизмы выступающего. По его словам, примером наиболее удачных речей могут служить выступления Александра Мороза, которые политик готовит сам, однако они не всегда доступны для понимания простым людям. "Способны повести за собой истеричные, помноженные на недюжинный интеллект речи Юлию Тимошенко, — считает Василий Волга. — Очень яркие выступления у Натальи Витренко, однако их наполнение оставляет желать лучшего. И, кстати, речеписцы к ее политическим экспромтам не причастны".

Кроме харизмы, по словам спичрайтеров, огромную роль могут играть даже, казалось бы, незначительные детали. К примеру, элементы гардероба. "Мне долго не удавалось продвинуть законопроект по антимонопольным комитетам, — вспоминает Александра Кужель. — Тогда я использовала маленький трюк — во время очередного выступления надела очки с эффектом бензина. Яркие и сверкающие стекла очень здорово отвлекли внимание. В итоге большинство проголосовали "за".

На Западе ораторы со спичрайтерами оговаривают даже поведение во время выступления. Главное здесь — говорить, даже если за спиной разорвется бомба. Политика не должны вывести из себя аргументы оппонентов, поскольку знает все их вопросы и у него уже есть подготовленные спичрайтерами ответы. Политика не могут смущать каверзные вопросы журналистов, ведь это он ведет беседу по четко отработанной схеме. Как-то Билл Клинтон рассказывал о политике США в тихоокеанском регионе. Неожиданно какой-то журналист спросил: "А плавки какой фирмы вы предпочитает носить?" Клинтон тут же отреагировал: люблю, мол, белье такой-то фирмы, оно удобное, долговечное, вам рекомендую. И дальше как ни в чем не бывало — о тихоокеанском регионе.

Украинские же политики к такому хладнокровию пока не приучены. По крайней мере, далеко не все. В очень некрасивую ситуацию как-то сам себя загнал народный депутат Олег Царев. После обнародования расшифровки телефонных разговоров о проведении "честных" выборов, журналист 5 канала поинтересовался у Царева, о каких "трешках" шла речь в беседе. Вместо того чтобы парировать вопрос, нардеп начал оправдываться: "Да не говорил я, что нужно заплатить три тысячи долларов". И вдобавок к сказанному сильно покраснел.

Впрочем, каверзные вопросы журналистов — это еще цветочки. Могут использоваться и более изощренные психологические приемы. "Сорвать выступление не составляет труда, — рассказывает Александра Кужель. — К примеру, перед оратором достаточно съесть лимон. У него начнет вырабатываться слюна — и все, внятной речи как не бывало. А надев яркую экстравагантную шляпку и сев на виду у выступающего и слушателей, можно быть уверенным, что все внимание аудитории будет нацелено на головной убор. Спич же останется неуслышанным".

Сколько стоит речеписец

В среднем услуги квалифицированного спичрайтера оцениваются в $800 в месяц

Советы специалиста. Как говорить убедительно

Секретами ораторского искусства делится Наталья Романь, заместитель директора Колледжа театра и кино, преподаватель актерского мастерства и техники речи, бизнес-тренер по ораторскому искусству Бизнес-Центра "Национальный"

— Хороший оратор совмещает в своем выступлении владение техникой речи, актерским мастерством и риторикой. Успех любого спича заключается в умении оратора привлечь внимание публики, а потом удержать его необходимое количество времени.

А достичь этого можно только, если…

Во-первых, тема выступления волнует аудиторию. Запоминающиеся спичи предполагают, что тема актуальна для всех слушателей. Поэтому речь готовится на основании собранной информации о предпочтениях и интересах аудитории.

Во-вторых, оратор использует все свое обаяние. Прежде всего человек должен безоговорочно верить в то, о чем он говорит. Причем произносить речь так, как будто его только что осенила мысль, несмотря на то, что текст может быть написан спичрайтерами. Ведь зритель очень четко улавливает процесс творчества. И если он видит, что политик произносит эту мысль не первый раз, говорит чужие слова, сам не верит в то, что говорит, — интерес угасает, а доверие падает.

В-третьих, речь эмоционально окрашена. Здесь очень важны харизма и разнообразие во время выступления. Нужно научиться менять ритм, интонацию, делать паузы, расставлять акценты. Оратор сможет удержать внимание аудитории только в том случае, если речь постоянно эмоционально меняется. Играет большую роль и звучный голос, приятный тембр, четкая дикция.

В-четвертых, жесты и мимика естественны. Хотя универсальных советов в данном случае нет. Единственное, если оратор не уверен в себе, — тело его обязательно выдаст. Он не контролирует себя — и возникают телесные зажимы. Вообще, успешный оратор — это человек, который не только думает о том, что он говорит, но и успевает следить за своими жестами и мимикой, а также голосом и дикцией. Причем вместе с этим он внутренне раскрепощен.

И самое главное. Оратор должен быть искренним. Да, можно досконально владеть различными техниками воздействия. Однако искренность сильнее любых манипуляций, НЛП и прочих психологических трюков.