Суслов одолел схемщиков

Главным итогом прошлого года глава Госфинуслуг Виктор Суслов считает значительное падение объемов страхования финансовых рисков — с почти 9 млрд. грн. в 2004 году до чуть более 3 млрд. грн. в 2005-ом. По словам главы регулятора, это характеризует в первую

Главным итогом прошлого года глава Госфинуслуг Виктор Суслов считает значительное падение объемов страхования финансовых рисков — с почти 9 млрд. грн. в 2004 году до чуть более 3 млрд. грн. в 2005-ом. По словам главы регулятора, это характеризует в первую очередь падение объемов "схемного" страхования

Именно этот вид страхования, как известно, в основном использовался для целей оптимизации налогообложения, говорит глава регулятора. Поэтому снижение показателей по финрискам в Госфинуслуг считают успехом и свидетельством того, что страхование сегодня значительно меньше используется для целей ухода от налогообложения и вывода капитала. Именно это, по выводам специалистов комиссии, стало причиной существенного сокращения собранных валовых премий. Так, если в 2004 году этот показатель достигал 19,4 млрд. грн., то по результатам прошлого года сократился до 12,6 млрд. грн.

Участники рынка солидарны с регулятором и отмечают, что уменьшение брутто-показателей страхового сектора связано в первую очередь с изменением законодательства в части отнесения страхования финансовых рисков на валовые затраты, что повлекло за собой сокращение рынка неклассического страхования. "Так, если раньше в общем объеме страховых премий около 50% занимали финриски, а на классический рынок приходилось менее 20% рынка, то сегодня "классика" растет и составляет 25-30% рынка, или порядка $700 млн., в абсолютном выражении", — говорит Павел Фурсевич, председатель правления ЗАО "ПРОСТО-страхование". По его мнению, в этом году неклассический сегмент еще больше сузится.

Виктор Суслов не столь оптимистичен и считает, что регулятору пока не удалось решить основную проблему, открывающую возможности для оптимизации — это освобождение страхового сектора от уплаты налога на прибыль. "Возможности накопления страховых платежей и вывода капитала остаются, пока в страховом секторе будет прежняя система налогообложения", — убежден он, хотя оценивает перспективы введения в действие такой системы не ранее, чем через год-два. По мнению Суслова, это сопряжено с изменением подходов к составлению бухгалтерской отчетности и потребует подготовки соответствующих специалистов.

В то же время такой шаг в Госфинуслуг считают более эффективным, нежели введение лицензирования перестрахования. "За счет того, что мы ввели жесткий контроль перестрахования за границу, удалось сократить использование сектора для вывода капитала", — подытожил Виктор Суслов. В этой связи в комиссии готовы отказаться от намерения тотального лицензирования и сделать его обязательным лишь для специализированных перестрахово-

чных компаний.