Свободные зоны будут оцениваться по-новому

В Украине продолжается критика деятельности свободных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР). Чтобы расставить все точки над "і" и, наконец, выяснить оправдывают ли специальные зоны свое существование, КМУ намерен изменить крите

В Украине продолжается критика деятельности свободных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР). Чтобы расставить все точки над "і" и, наконец, выяснить оправдывают ли специальные зоны свое существование, КМУ намерен изменить критерии оценки эффективности работы СЭЗ и ТПР. Кроме того, правительство также собирается упростить процедуру внесения изменений в инвестпроекты СЭЗ

Еще в начале 2003 года Президент Украины Леонид Кучма назвал деятельность некоторых свободных зон "полукриминальной". Также звучали призывы "поставить точку в вопросе СЭЗ". Тем не менее, на сегодняшний день 12 СЭЗ и территории с льготным инвестиционным режимом в 9 регионах Украины продолжают свое существование. Так, на 1 августа этого года на специальных территориях, по данным Министерства экономики, реализуется 740 инвестиционных проектов на общую сумму $5,2 млрд. Причем иностранные инвестиции составляют 28,8% общей стоимости проектов. Кроме того, в ходе работы специальных зон создано 51,8 тысяч рабочих мест и сохранено 81,5 тысяч.
Однако, по мнению правительства, существующие подходы к оценке эффективности работы СЭЗ и ТПР не дают однозначной и полной картины их деятельности. КМУ намерен отменить существующий перечень критериев, а также привлечь к анализу их деятельности Министерство аграрной политики, Министерство промышленной политики, Министерство транспорта и Антимонопольный комитет. Главное требование к новым критериям — комплексная оценка влияния инвестпроектов, реализуемых в СЭЗ и ТПР на экономику регионов и страны в целом.
Действительно, существующие показатели часто бывают противоречивы. Так, критики СЭЗ часто делают акцент на том, что льготы, предоставляемые субъектам СЭЗ, не оправдывают поступлений в государственный бюджет от реализации инвестпроектов. Так, за 2003 год сумма льгот по налогообложению СЭЗ и ТПР составила 1890,6 млн. грн., тогда как оплачено налогов и сборов только на сумму 793,9 млн. грн. (по данным Счетной палаты 1,3 млрд.). Тем не менее, председатель правления Украинской Ассоциации Специальных Экономических Зон Александр Пихно, утверждает, что данный аргумент в оценке работы СЭЗ и ТПР скорее неуместен. Тут нельзя сравнивать, так как льготы не являются "живыми деньгами" и реально не приводят к потерям бюджета. С А. Пихно соглашается Владимир Стрига, главный специалист совета по вопросам СЭЗ в Донецкой области. "Льгота — только виртуальная потеря бюджета, а вот если ее отменить, то реальных поступлений не будет", — утверждает В. Стрига. Кроме того, по словам А. Пихно, работа СЭЗ должна оцениваться в динамике. Так, на сегодняшний день, основными показателями деятельности СЭЗ являются, во-первых, созданные рабочие места, во-вторых, объемы производства специальных зон и, в-третьих, привлеченные инвестиции. Что касается занятости, то в 2003 году в рамках реализации проектов СЭЗ и ТПР создано 14,5 тысяч новых рабочих мест, что на 46,3% больше, чем в 2002 году.
Но соотношение льгот и поступлений — далеко не единственный аргумент против СЭЗ. Так, обеспокоенность Минэкономики вызывает то, что затраты на технологические инновации в СЭЗ снижаются. Кроме того, составляющая иностранного капитала в СЭЗ также уменьшается. Если в 2000 году иностранные инвестиции составляли 46,1%, то в 2003 году — только 23,9%. Ответственность Минэкономики возлагает в основном на органы управления СЭЗ. Однако В. Стрига утверждает, что инвестиции не идут главным образом потому, что нет политической и законодательной стабильности. Как пример, главный экономист СЭЗ в Донецкой области наводит Луцкий автозавод. Кроме того, в 2003 году был введен мораторий на регистрацию новых инвестиционных проектов на территории СЭЗ. В июне мораторий был снят, но остается неясным, как специальные зоны могут выполнять свое функциональное назначение в рамках запрета на инвестиционную деятельность. Владимир Стрига также отметил, что выражает свое личное мнение по данному вопросу.
Что касается упрощения процедуры внесения изменений в утвержденные инвестпроекты, то данная инициатива Кабмина воспринимается целиком позитивно. Так, при сегодняшней схеме внесения изменений, даже при незначительных корректировках номенклатуры продукции товар вынужден простаивать на границе. Сейчас правительство намерено предоставить право органам управления таких зон и территорий самостоятельно (без привлечения к экспертизе центральных властей) рассматривать и утверждать изменения к инвестиционным проектам в случае изменения внешнеторгового кода импортируемых товаров (не касающихся изменений товарной позиции, то есть первых четырех знаков кода) или стоимости товаров в связи с колебанием валютного курса.
Новые критерии будут разработаны до 1 декабря 2004 года. До этого момента СЭЗ и ТПР будут работать в том же режиме.