Сырьевая дилемма

Известный конфликт металлургов и ломозаготовщиков, причиной которого можно считать невозможность (а чаще — нежелание) найти компромисс при распределении профицитных объемов сырья, сегодня имеет все шансы быть разрешенным. Неплохие предпосылки для этого со

Известный конфликт металлургов и ломозаготовщиков, причиной которого можно считать невозможность (а чаще — нежелание) найти компромисс при распределении профицитных объемов сырья, сегодня имеет все шансы быть разрешенным. Неплохие предпосылки для этого создаст замена административных рычагов давления на рыночные механизмы, а также понимание участниками отрасли степени ответственности за конечный результат

Будучи тесно завязанной на металлургичеческой отрасли, инфраструктура ломозаготовки со времен Союза была хорошо приспособлена под потребности отечественных меткомбинатов. Ежегодная заготовка лома в Украине составляет порядка 8-10 млн. тонн, при том, что внутренние потребности обычно не превышают 5-6 млн. тонн.

Наблюдающийся в последнее время мировой бум спроса на металлопродукцию спровоцировал рост производства и адекватное увеличение потребления всех видов сырья, среди которых металлолом занимает одну из ключевых позиций. В условиях же, когда большинство вторметов перестали быть государственными, альтернативой поставкам на внутренний рынок стал экспорт. И зачастую именно экспорт в силу привлекательности условий искушал металлоломщиков отправлять сырье в порт, а не на ближайший завод.

Несогласованность потоков внутренних и внешних поставок привела к тому, что металлурги начали говорить об искусственно созданном дефиците лома в стране. Очевидно, что "кормить" металлургические заводы других стран, в то время как собственные производители "сидели на голодном пайке", было неприемлемо. Однако методы, с которыми государство подошло к регулированию рынка, были далеки от рыночных.

С 1 января 2003 года в Украине действует экспортная пошлина в 30 евро с тонны экспортируемого металлолома. По мнению металлургов, это ограничение должно было служить залогом насыщения внутреннего рынка. Но резкое падение заготовки при незначительном росте поставок на внутренний рынок в 2003 году показало, что пошлина является не самым эффективным способом решить существующую проблему.

Балансовые совещания, проводимые при участии представителей Министерства промышленной политики, призваны обеспечить приоритетное удовлетворение потребностей металлургов, а также распределить экспортные квоты среди поставщиков лома. Однако, как показывает практика, толк от этих совещаний невелик. Несмотря на то, что ломозаготовители обещают придерживаться правила "экспорт по остаточному принципу", а металлурги — потреблять заранее оговоренные объемы и своевременно их оплачивать, эти договоренности в итоге оказываются фикцией.

Кроме прочего, налог на вывоз лома стал камнем преткновения в переговорах о вступлении Украины в ВТО, значительно подпортил отношения нашей страны с Евросоюзом, а также вызвал недовольство правительства Турции, металлургические предприятия которой являются крупными потребителями собранных в Украине металлических отходов.

Наиболее неприятным следствием "опошления" наших отношений с зарубежными партнерами стала угроза уменьшения квот на импорт украинской стали Евросоюзом. О необходимости ликвидировать или по крайней мере снизить размер пошлины заявляло и Министерство экономики. Но металлурги остались при своем мнении, и эта инициатива их стараниями Верховной Радой поддержана не была.

И все же пошлина косвенным образом возымела позитивный эффект. Экспортировать лом стало менее выгодно, а значит, металлоломщики вынуждены были переложить дополнительные затраты на свой бюджет, а именно — снизить цену вывозимого сырья. С другой стороны, падение ломозаготовки "подстегнуло" внутренние цены, в результате чего разница между экспортной ценой и ценой внутреннего рынка была практически нивелирована.

И все же кардинально проблему обеспечения металлургических комбинатов ценовая уравниловка не решила. Сегодня предметом торга являются условия оплаты и приема продукции. Дело в том, что металлурги предпочитают иметь дело только с крупными поставщиками. Зачастую последние не занимаются непосредственно заготовкой и переработкой лома, а являются лишь посредниками.

"Наша компания работает с десятками мелких сборщиков лома. Затраты на покупку сырья составляют в среднем 9 млн. грн. в месяц. Подобную сумму достаточно тяжело собрать самостоятельно, поэтому мы справедливо требуем от металлургов предоплаты. В свою очередь мы готовы гарантировать объемы", — рассказывает директор трейдерской компании "Инноднепр" (Днепропетровск) Александр Панов. Подобные проблемы актуальны для большинства средних и крупных заготовителей лома. В то же время отечественные металлурги, в отличие от компаний-импортеров, на подобные условия идут крайне редко.