Теневиков станет меньше

Нелегальный ввоз автомобилей в Украину всегда был одним из самых прибыльных видов противоправной деятельности. Объяснение этому довольно простое: даже самое элементарное мошенничество при растаможивании транспортного средства в случае удачи приносило "имп
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Нелегальный ввоз автомобилей в Украину всегда был одним из самых прибыльных видов противоправной деятельности. Объяснение этому довольно простое: даже самое элементарное мошенничество при растаможивании транспортного средства в случае удачи приносило "импортеру" не одну тысячу долларов прибыли, не говоря уже о хорошо организованных и отлаженных каналах незаконного импорта, где счет шел на десятки тысяч. При этом изменения в налоговом и таможенном законодательстве тут же находили "живой отклик" у нелегальных импортеров, проявляясь во все более изощренных схемах уклонения от уплаты необходимых сборов и налогов

На протяжении послед­них лет нелегальные экспортеры использо­вали несколько спосо­бов уклонения от налогообложе­ния, среди которых можно выде­лить следующие:

- уклонение от уплаты налогов и сборов путем нецелевого использования льгот, которые предоставлялись законодательством Украины отдельным категориям граждан;

- занижение уровня налогообложения путем подачи таможенным органам заведомо неправдивых
данных о технических и иных характеристиках ввозимых транспортных средств;

- частичное уклонение от уплаты налогов путем ввоза транспортного средства поагрегатно ("агрегатная схема");

- уклонение от уплаты налогов путем регистрации ввезенных транспортных средств в органах ГАИ по поддельным документам;

- уклонение от уплаты налогов путем подачи неправдивых данных о цели ввоза транспортного средства;

- легализация ввезенных транспортных средств на терри­тории Украины по решению суда ("судебная схема").

Первый способ

Уклонение от уплаты налогов и сборов путем нецелевого ис­пользования льгот, которые пре­доставлялись законодательством Украины отдельным категориям граждан.

Льготы по уплате налогов, ко­торые должны взиматься при вво­зе транспортных средств на терри­торию Украины, в период с 1991 lip 1996 гг. предоставлялись различным категориям граждан. По­нятно, что далеко не всегда эти льготы использовались теми, кому они положены по закону. Этому способствовало также и то, что ко­личество автомобилей, которые могут быть ввезены на территорию Украины одним гражданином, длительное время законодательно ограничено не было. Сейчас такая возможность существенно умень­шена требованиями Постановле­ния Кабинета Министров от 01.06.1998 "О порядке подтверж­дения суммы иностранной валю­ты, заработанной гражданами-ре­зидентами Украины, которые вы­езжали в служебные командиров­ки за пределы Украины".

Сейчас льготы по ввозу транс­портных средств на территорию Украины распространяются на лиц, которые переезжают на по­стоянное место жительства (по од­ному транспортному средству на каждого члена семьи), на сотруд­ников дипломатических миссий, моряков торгового и рыболовец­кого флотов, лиц, которые дли­тельное время перебывали в ино­странных командировках (в прямо определенных законом случаях). Кроме того, недавно были введе­ны льготы по ввозу автомобилей как гуманитарной помощи инва­лидам, причем объем двигателя та­ких автомобилей может достигать 1,8 л. Для справки: двигателями такого объема оборудуются, на­пример, автомобили Audi A-4, Meisedes C-classe, BMW 3-й серии и др. — прекрасные автомобили, с отделанным кожей салоном, авто­матической коробкой передач и т. п. Остается только уповать на порядочность компетентных госу­дарственных органов, занимаю­щихся вопросами гуманитарной помощи и контролем ее распреде­ления.

Второй способ

Занижение уровня налогооб­ложения путем подачи таможен­ным органам заведомо неправди­вых данных о технических и иных характеристиках ввозимых транспортных средств.

В первую очередь необходимо указать те данные, которые чаще всего фальсифицируются. К числу таковых относятся данные об:

- объеме двигателя транспортного средства;

- основном предназначении автомобиля с целью присвоения ему иного кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, что влияет на размер таможенных сборов;

- стоимости транспортного средства;

- возраста транспортного средства.

В последнее время использо­вание этого способа не имеет ши­рокого распространения вследст­вие того, что профессиональная подготовка сотрудников таможен­ных органов в этой сфере сущест­венно возросла, налажены также связи с соответствующими орга­нами других государств, что суще­ственно упрощает процедуру про­верки документов, которые пода­ют декларанты транспортных средств.

Третий способ

Частичное уклонение от уп­латы налогов путем ввоза транс­портного средства поагрегатно ("агрегатная схема").

Номерные агрегаты (двига­тель, кузов, рама) и другие части автомобиля не относятся к подак­цизным товарам, что создает воз­можность существенно снизить стоимость растаможки автомоби­ля (не требуется уплата акцизного сбора). Автомобиль попросту раз­бирается на территории сопре­дельного государства и по частям ввозится на территорию Украины, где опять собирается.

Уклонение от уплаты налогов путем регистрации ввезенных транспортных средств в органах ГАИ по поддельным документам (без таможенного оформления).

По этой схеме нарушители с целью уклонения от уплаты нало­гов в полном объеме прибегают к оформлению транспортных средств в органах ГАИ на основа­нии сфальсифицированных (под­дельных) документов, свидетель­ствующих о растаможивании транспортного средства. То есть вообще без таможенного оформ­ления таких автомобилей на та­можне.

Использование этого способа в настоящее время практически сведено к минимуму путем введе­ния совместным решением Гостамслужбы и МВД Украины регу­лярных встречных проверок.

Уклонение от уплаты налогов путем подачи неправдивых дан­ных о цели ввоза транспортного средства.

В этом случае граждане Укра­ины, которые ввозили на тамо­женную территорию Украины транспортные средства, приобре­тенные за границей, декларирова­ли их таможенным органам как ввозимые временно (под обяза­тельство об обратном вывозе). В качестве основания для отнесения автомобиля к режиму временного ввоза таможенным органам вмес­то реальных договоров купли-про­дажи (фактур, купчих) подавались сфальсифицированные доверен­ности на право управления транс­портным средством, собственни­ком которого являлся гражданин-нерезидент. После окончания тер­мина временного ввоза украин­ский резидент, которому передано авто, выезжает на нем за пределы Украины, после чего тут же воз­вращается обратно, опять же таки в режиме временного ввоза.

Легализация ввезенных транспортных средств на терри­тории Украины по решению суда ("судебная схема").

Эта схема относится к наибо­лее сложным способам уклонения от уплаты налогов и пошлин, од­нако до недавнего времени она была одной из самых успешных. Только в прошлом году, поданным ГАИ, в Украину "по решению су­дов" было ввезено более чем 16 тыс. автомобилей. Условно этот способ незаконного ввоза можно разделить на несколько этапов. На первом этапе граждане-резиденты Украины получают от нерезидента нотариальную доверенность на приобретение за границей автомо­биля для доверителя.

На основании этой доверен­ности за границей (чаще всего в Польше, Германии или странах Балтии) покупается автомобиль, который ввозится на территорию Украины. При этом в большинст­ве случаев транспортное средство на таможне декларируется как следующее в режиме транзита или (намного реже) в режиме времен­ного ввоза.

После ввоза автомобиля в Ук­раину гражданин-резидент созна­тельно нарушает задекларированный таможенный режим и обра­щается к таможне с просьбой о продлении срока транзита (вре­менного ввоза). В заявлениях спе­циально оговариваются такие причины нарушения обязательст­ва, которые (безусловно) не могут быть определены уважительными и объективно доказанными.

В этих случаях, согласно ны­нешнему законодательству, та­моженные органы возбуждают административное дело о нару­шении таможенных правил на основании ст. 113 (нарушения обязательства об обратном выво­зе) или ст. 114 (нарушения обяза­тельства о транзите) Таможенно­го кодекса, которые предусмат­ривают конфискацию предмета правонарушения.

Далее таможенники передают материалы дела в суд, который вы­носит полностью правомерное ре­шение о привлечении виновного к ответственности, и, соответственно, конфискации предмета право­нарушения (автомобиля). Реали­зация конфискованных предметов правонарушения поручается Госу­дарственной исполнительной службе либо Укрспецюсту. А эти организации, по данным Государ­ственной таможенной службы, осуществляют ее таким образом, что автомобиль продается "нуж­ным" людям. В таком случае до не­давнего времени растаможка не требовалась.

Несомненно, законодательст­во не стоит на месте, как и государ­ственные службы, в чью компетен­цию и входит раскрытие и пресече­ние подобных схем уклонения от уплаты налогов и сборов. Как при­мер можно рассматривать и при­нятие нового закона, регулирую­щего процедуру ввоза и растаможивания автомобилей в Украине, который ликвидировал некоторые наиболее популярные схемы (на­пример "судебную", временный ввоз и др.). Однако если прини­мать во внимание высокие разме­ры необходимых платежей, кото­рые зачастую делают невыгодным ввоз автомобиля, наверняка новых схем долго ждать не придется. Ос­тается, правда, надежда, что новое законодательство, а также профес­сионализм таможенников сделают их аргументы в борьбе с незакон­ными схемами более весомыми, а рынок "белее".

Материал подготовлен на основе информации Гостаможслужбы