- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Теневиков станет меньше
Нелегальный ввоз автомобилей в Украину всегда был одним из самых прибыльных видов противоправной деятельности. Объяснение этому довольно простое: даже самое элементарное мошенничество при растаможивании транспортного средства в случае удачи приносило "импортеру" не одну тысячу долларов прибыли, не говоря уже о хорошо организованных и отлаженных каналах незаконного импорта, где счет шел на десятки тысяч. При этом изменения в налоговом и таможенном законодательстве тут же находили "живой отклик" у нелегальных импортеров, проявляясь во все более изощренных схемах уклонения от уплаты необходимых сборов и налогов
На протяжении последних лет нелегальные экспортеры использовали несколько способов уклонения от налогообложения, среди которых можно выделить следующие:
- уклонение от уплаты налогов и сборов путем нецелевого использования льгот, которые предоставлялись законодательством Украины отдельным категориям граждан;
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.ua- занижение уровня налогообложения путем подачи таможенным органам заведомо неправдивых
данных о технических и иных характеристиках ввозимых транспортных средств;
- частичное уклонение от уплаты налогов путем ввоза транспортного средства поагрегатно ("агрегатная схема");
- уклонение от уплаты налогов путем регистрации ввезенных транспортных средств в органах ГАИ по поддельным документам;
- уклонение от уплаты налогов путем подачи неправдивых данных о цели ввоза транспортного средства;
- легализация ввезенных транспортных средств на территории Украины по решению суда ("судебная схема").
Первый способ
Уклонение от уплаты налогов и сборов путем нецелевого использования льгот, которые предоставлялись законодательством Украины отдельным категориям граждан.
Льготы по уплате налогов, которые должны взиматься при ввозе транспортных средств на территорию Украины, в период с 1991 lip 1996 гг. предоставлялись различным категориям граждан. Понятно, что далеко не всегда эти льготы использовались теми, кому они положены по закону. Этому способствовало также и то, что количество автомобилей, которые могут быть ввезены на территорию Украины одним гражданином, длительное время законодательно ограничено не было. Сейчас такая возможность существенно уменьшена требованиями Постановления Кабинета Министров от 01.06.1998 "О порядке подтверждения суммы иностранной валюты, заработанной гражданами-резидентами Украины, которые выезжали в служебные командировки за пределы Украины".
Сейчас льготы по ввозу транспортных средств на территорию Украины распространяются на лиц, которые переезжают на постоянное место жительства (по одному транспортному средству на каждого члена семьи), на сотрудников дипломатических миссий, моряков торгового и рыболовецкого флотов, лиц, которые длительное время перебывали в иностранных командировках (в прямо определенных законом случаях). Кроме того, недавно были введены льготы по ввозу автомобилей как гуманитарной помощи инвалидам, причем объем двигателя таких автомобилей может достигать 1,8 л. Для справки: двигателями такого объема оборудуются, например, автомобили Audi A-4, Meisedes C-classe, BMW 3-й серии и др. — прекрасные автомобили, с отделанным кожей салоном, автоматической коробкой передач и т. п. Остается только уповать на порядочность компетентных государственных органов, занимающихся вопросами гуманитарной помощи и контролем ее распределения.
Второй способ
Занижение уровня налогообложения путем подачи таможенным органам заведомо неправдивых данных о технических и иных характеристиках ввозимых транспортных средств.
В первую очередь необходимо указать те данные, которые чаще всего фальсифицируются. К числу таковых относятся данные об:
- объеме двигателя транспортного средства;
- основном предназначении автомобиля с целью присвоения ему иного кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, что влияет на размер таможенных сборов;
- стоимости транспортного средства;
- возраста транспортного средства.
В последнее время использование этого способа не имеет широкого распространения вследствие того, что профессиональная подготовка сотрудников таможенных органов в этой сфере существенно возросла, налажены также связи с соответствующими органами других государств, что существенно упрощает процедуру проверки документов, которые подают декларанты транспортных средств.
Третий способ
Частичное уклонение от уплаты налогов путем ввоза транспортного средства поагрегатно ("агрегатная схема").
Номерные агрегаты (двигатель, кузов, рама) и другие части автомобиля не относятся к подакцизным товарам, что создает возможность существенно снизить стоимость растаможки автомобиля (не требуется уплата акцизного сбора). Автомобиль попросту разбирается на территории сопредельного государства и по частям ввозится на территорию Украины, где опять собирается.
Уклонение от уплаты налогов путем регистрации ввезенных транспортных средств в органах ГАИ по поддельным документам (без таможенного оформления).
По этой схеме нарушители с целью уклонения от уплаты налогов в полном объеме прибегают к оформлению транспортных средств в органах ГАИ на основании сфальсифицированных (поддельных) документов, свидетельствующих о растаможивании транспортного средства. То есть вообще без таможенного оформления таких автомобилей на таможне.
Использование этого способа в настоящее время практически сведено к минимуму путем введения совместным решением Гостамслужбы и МВД Украины регулярных встречных проверок.
Уклонение от уплаты налогов путем подачи неправдивых данных о цели ввоза транспортного средства.
В этом случае граждане Украины, которые ввозили на таможенную территорию Украины транспортные средства, приобретенные за границей, декларировали их таможенным органам как ввозимые временно (под обязательство об обратном вывозе). В качестве основания для отнесения автомобиля к режиму временного ввоза таможенным органам вместо реальных договоров купли-продажи (фактур, купчих) подавались сфальсифицированные доверенности на право управления транспортным средством, собственником которого являлся гражданин-нерезидент. После окончания термина временного ввоза украинский резидент, которому передано авто, выезжает на нем за пределы Украины, после чего тут же возвращается обратно, опять же таки в режиме временного ввоза.
Легализация ввезенных транспортных средств на территории Украины по решению суда ("судебная схема").
Эта схема относится к наиболее сложным способам уклонения от уплаты налогов и пошлин, однако до недавнего времени она была одной из самых успешных. Только в прошлом году, поданным ГАИ, в Украину "по решению судов" было ввезено более чем 16 тыс. автомобилей. Условно этот способ незаконного ввоза можно разделить на несколько этапов. На первом этапе граждане-резиденты Украины получают от нерезидента нотариальную доверенность на приобретение за границей автомобиля для доверителя.
На основании этой доверенности за границей (чаще всего в Польше, Германии или странах Балтии) покупается автомобиль, который ввозится на территорию Украины. При этом в большинстве случаев транспортное средство на таможне декларируется как следующее в режиме транзита или (намного реже) в режиме временного ввоза.
После ввоза автомобиля в Украину гражданин-резидент сознательно нарушает задекларированный таможенный режим и обращается к таможне с просьбой о продлении срока транзита (временного ввоза). В заявлениях специально оговариваются такие причины нарушения обязательства, которые (безусловно) не могут быть определены уважительными и объективно доказанными.
В этих случаях, согласно нынешнему законодательству, таможенные органы возбуждают административное дело о нарушении таможенных правил на основании ст. 113 (нарушения обязательства об обратном вывозе) или ст. 114 (нарушения обязательства о транзите) Таможенного кодекса, которые предусматривают конфискацию предмета правонарушения.
Далее таможенники передают материалы дела в суд, который выносит полностью правомерное решение о привлечении виновного к ответственности, и, соответственно, конфискации предмета правонарушения (автомобиля). Реализация конфискованных предметов правонарушения поручается Государственной исполнительной службе либо Укрспецюсту. А эти организации, по данным Государственной таможенной службы, осуществляют ее таким образом, что автомобиль продается "нужным" людям. В таком случае до недавнего времени растаможка не требовалась.
Несомненно, законодательство не стоит на месте, как и государственные службы, в чью компетенцию и входит раскрытие и пресечение подобных схем уклонения от уплаты налогов и сборов. Как пример можно рассматривать и принятие нового закона, регулирующего процедуру ввоза и растаможивания автомобилей в Украине, который ликвидировал некоторые наиболее популярные схемы (например "судебную", временный ввоз и др.). Однако если принимать во внимание высокие размеры необходимых платежей, которые зачастую делают невыгодным ввоз автомобиля, наверняка новых схем долго ждать не придется. Остается, правда, надежда, что новое законодательство, а также профессионализм таможенников сделают их аргументы в борьбе с незаконными схемами более весомыми, а рынок "белее".
Материал подготовлен на основе информации Гостаможслужбы