Тирасполь "разморозит" приднестровский конфликт

Усовершенствование таможенного прохождения приднестровских товаров через украинско-молдавскую границу Киев просит не расценивать как элемент экономической блокады региона. Финансовые потери грозят не только Тирасполю, но также Москве и даже самому Киеву

Усовершенствование таможенного прохождения приднестровских товаров через украинско-молдавскую границу Киев просит не расценивать как элемент экономической блокады региона. Финансовые потери грозят не только Тирасполю, но также Москве и даже самому Киеву

3 марта правительство Украины приняло решение о введении нового порядка транзита приднестровских грузов через молдавско-украинскую границу: отныне они должны проходить обязательную регистрацию в Кишиневе. Официальная позиция Киева предельно ясна: цель нового таможенного режима — нормализовать международную торговлю и интегрировать приднестровский бизнес в легальное правовое поле. К тому же стремится и Кишинев — его действия направлены на то, чтобы Молдова выполняла перед международными организациями свои обязательства, касающиеся качества экспортной продукции. Тем не менее, реакция Тирасполя оказалась жесткой: обвинив Украину в экономической блокаде, президент никем в мире не признанной Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов пригрозил вывести страну из существующего процесса мирного урегулирования.

Сегодня Приднестровье — республика, обладающая значительным промышленным потенциалом. Среднегодовой внешнеторговый оборот — $770 млн. Наиболее развиты электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение и металлообработка, которые вместе с другими отраслями представляют 144 предприятия. Они обеспечивают внешнеэкономические отношения региона с 58 странами по экспорту и с 59 — по импорту.

Абсолютное большинство приднестровских предприятий ориентированы на экспорт, а основной транзит их продукции осуществляется через Украину. Именно в этом и лежат истоки нынешнего конфликта — решение Украины о введении новых правил регистрации для приднестровских товаров Тирасполь воспринял как преднамеренную экономическую блокаду. Ответив новому таможенному режиму категорическим отказом, ПМР прекратила железнодорожный транзит из Украины на своей территории, образовав километровые очереди на подступах к Украине. Хуже того — спровоцировав новый виток приднестровского конфликта.

Медаль одна — сторон много

По словам премьер-министра Молдовы Василия Тарлева, согласно новому таможенному режиму, Кишинев создает приднестровским агентам самые благоприятные условия для регистрации, и на сегодня уже более ста предприятий ПМР получили постоянную или временную регистрацию. Чем, в таком случае, продиктована позиция Приднестровья? И в Киеве, и в Кишиневе уверены — обычным нежеланием Тирасполя выводить деятельность своих компаний на чистую воду, поскольку авторитарному, коррумпированному режиму, существующему в Приднестровье, на руку беспорядок, существовавший на приднестровском участке украинско-молдавской границы.

Россия в разгоревшейся борьбе также оказалась по другую от Киева сторону баррикад. По заявлению МИДа РФ, нынешняя позиция Украины — не что иное, как попытка оказать на Тирасполь экономическое давление с целью принудить его к политической капитуляции в вопросах приднестровского урегулирования. В Москве уверены, что позиция Киева — это прямое нарушение прав Приднестровья на внешнеэкономическую деятельность, зарегистрированных в действующем международном документе — Меморандуме о принципах нормализации отношений между Молдовой и Приднестровьем от 1997 года.

Подобная позиция России в конфликте, по мнению директора Центра исследований проблем гражданского общества Виталия Кулика, абсолютно оправдана: из 600 тыс. человек, населяющих Приднестровье, 127 тыс. являются гражданами России, и защитить интересы своих соотечественников для Москвы — дело чести. Более того, исследователь считает, что в этом вопросе Украине даже стоило бы поучиться у восточной соседки, ведь число украинских граждан, населяющих Приднестровье, составляет 67 тыс. человек, а общая цифра этнических украинцев в регионе — ни много ни мало 200 тыс. человек. Впрочем, большинство украинских политиков все же придерживаются мнения, что Украина пошла по единственно верному пути в данном вопросе — приверженности территориальной и экономической целостности молдавского государства.

Сама Молдова, которая уже является членом ВТО и провозгласила курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию, в вопросе приднестровского урегулирования пользуется полной и беспрекословной поддержкой Евросоюза. Устами своего верховного представителя по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы за день до принятия Киевом новых таможенных правил ЕС заявил о необходимости "решения конфликта путем становления демократического приднестровского региона в составе объединенной и демократической Молдовы". В свете этого сегодня даже сторонники противоположных взглядов на проблему придерживаются мнения, что нынешняя позиция Киева — долгожданная для Кишинева попытка экономически реинтегрировать молдавское государство.

Понимает это и правительство непризнанной республики. Обвинив Киев в умышленной блокаде Приднестровья по просьбе Молдовы, президент ПМР Игорь Смирнов заявил о выходе Тирасполя из переговорного процесса в формате "пять плюс два" (Молдавия, Приднестровье, Украина, Россия, ОБСЕ, США и ЕС). По его словам, введение нового таможенного режима призвано расколоть приднестровское общество по линии "власть-бизнес", вызвать социально-экономический кризис, сменить руководство в Приднестровье и таким образом ликвидировать непризнанное государство. Украина же, уверен Смирнов, из гаранта безопасности Приднестровья превратилась в его обидчика.

"Обидчиком" Украина была не всегда. Изначально, в 1992 году, она заняла примирительную позицию, став посредником в вопросе урегулирования вооруженного конфликта, а 22 августа 2004 года президент Молдовы Владимир Воронин и вовсе заявил, что прекращает политический диалог с ПМР по причине того, что последняя "напрямую подчиняется" определенным силам в России и Украине, а им выгодно продолжение конфликта.

Все изменилось после "оранжевой революции". Уже в апреле 2005 года президент Украины Виктор Ющенко заявил, что Украина намеревается стать региональным лидером на постсоветском пространстве, и первым шагом на пути к этому является ее участие в разрешении конфликта в Приднестровье. 22 апреля на саммите ГУАМ наш президент даже предложил свой план урегулирования, который так и стали называть — "план Ющенко".

Впрочем, уже в момент выдвижения плана можно было предугадать, как будут разворачиваться события — в то время как Молдова, США и ЕС приняли его практически безоговорочно, Тирасполь и Москва выступили против.

Гуманитарная катастрофа

По данным президента Торгово-промышенной палаты Приднестровья Василия Кожана, результатом введения Украиной новых таможенных правил станет многократное усиление финансовой нагрузки на предприятия Приднестровья, которым придется отчислять дополнительные налоги и сборы в бюджет Молдовы на сумму не менее $150 млн. Кроме того, двойное налогообложение и таможенное оформление повлечет за собой дополнительные финансовые затраты, которые существенно увеличат себестоимость продукции и приведут к снижению ее конкурентоспособности и потере рынков сбыта. Среди прочего это может привести и к срыву международных контрактов, а соответственно, к начислению штрафных санкций и потере деловых партнеров. Результатом подобной политики может стать остановка производственных предприятий, рост цен на товары первой необходимости на 30-50%, и в конечном итоге — масштабная гуманитарная катастрофа.

Но даже если этого не случится, финансовые потери грозят не только Тирасполю — немалые потери придутся и на долю Москвы, ведь ее поставки в Приднестровье через Украину оцениваются в $200 млн. в год. И главное, самым непосредственным образом пострадает от кризиса сама Украина.

Дело в том, что товарооборот между Украиной и непризнанной республикой составляет $270 млн., но блокирование товарообмена уже ударило по основным его статьям. Так, в число пострадавших входит такой гигант украинской промышленности, как Одесский морской порт, поскольку немало приднестровских товаров, в особенности производства Молдавского металлургического завода, экспортировалось за рубеж именно через эти морские ворота. Да и ладно, если ограничимся экономическими потерями — по прогнозам Виталия Кулика, в случае, если социально-ориентированный бюджет Приднестровья не выдержит подобных испытаний, ожидать можно самого страшного — повторяя ситуацию 1992 года, ища спасения от экономических неурядиц, в Украину хлынут до 200 тыс. приднестровских беженцев.