Три орешка для НДС

Судьба НДС-счетов определится в ближайшие два месяца. Именно этот срок отведен регламентом Верховной Рады для рассмотрения соответствующего президентского законопроекта, внесенного как неотложный. Ситуацию усложняет как то обстоятельство, что это уже трет

Судьба НДС-счетов определится в ближайшие два месяца. Именно этот срок отведен регламентом Верховной Рады для рассмотрения соответствующего президентского законопроекта, внесенного как неотложный. Ситуацию усложняет как то обстоятельство, что это уже третий проект подобного закона, так и нежелание ГНАУ смириться со спецсчетами

ГНАУ готовит собственный проект по борьбе с незаконным возмещением НДС. Об этом обеспокоенно сообщил замминистра финансов Вадим Копылов. Этот, уже четвертый подобный законопроект, не предполагает введения НДС-счетов. Он полностью основан на идее солидарной ответственности участников торговых операций. Она нацелена на то, чтобы возложить ответственность за выплату налога не на конечное звено цепочки "производитель — продавец — покупатель", а на любое из них. То есть если в цепочке расчетов обнаружится "фирма-мотылек" либо просто неаккуратный партнер, пострадают все участники процесса. Они лишаются права включать эти операции в свой налоговый кредит. Схема не решает проблем с возмещением НДС или злоупотреблениями в этой сфере, а только гарантирует поступление налога в бюджет. В правительстве и парламенте скептически оценивают вероятность принятия такого законопроекта. Возможно, ГНАУ, которую не весьма устраивает идея спецсчетов, просто пытается рассеять внимание общественности, создав конкуренцию самой идее введения НДС-счетов. Эту идею преследуют два других законопроекта, внесенных Президентом и депутатами Виталием Хомутынником и Сергеем Буряком. Еще один законопроект — Сергея Терехина — предполагает усиление ответственности государства за своевременный возврат НДС "ручными" методами, без введения спецсчетов. Ранее финансовый парламентский комитет так и не смог решить, какой из трех законопроектов принять за основу. Глава комитета Сергей Буряк предполагает, что компромиссный вариант будет разработан на основе президентского законопроекта, который практически совпадает по структуре и содержанию с проектом Хомутынника и Буряка. Они оба предусматривают введение отдельных НДС-счетов (называемых в депутатском документе "налоговыми счетами") параллельно с кассовым методом начисления НДС. Именно параллельное введение налоговых счетов и кассового метода ведения налогового учета вместо правила "первого события" авторы трактуют как едва ли не самый значительный пункт среди предлагаемых усовершенствований системы администрирования НДС. Суть кассового метода — выплата НДС не по факту отгрузки, а по факту уплаты за товары / услуги. Кассовый метод учета, по мнению разработчиков проекта, должен сделать невозможной искусственную недоимку у продавцов товаров в случае задержки оплаты или отсутствия средств у неплатежеспособного клиента. Кроме того, он призван аннулировать возможность реализации теневой схемы выведения НДС через фирмы-фантомы. Оба законопроекта также предполагают постепенное снижение ставки НДС до 15% (президент предлагает снизить ее в 2006 году, а депутаты — с 2005-го). Но главное, что оба законопроекта предусматривают возможность возвращения денег с налогового счета на текущий. В Минфине считают, что такое разрешение фактически аннулирует саму идею НДС-счетов. Опять появляются списки "избранных", незаконное возмещение НДС и т. д. С другой стороны, документы предусматривают и решение проблемы с возмещением НДС. В депутатском документе систему налоговых счетов предлагается ввести одновременно с механизмом автоматического возврата НДС. Законопроект вводит единую систему бюджетного возврата НДС вне зависимости от экспортно-импортных или внутренних операций, которые облагаются налогом. Возвращает средства Госказначейство по заявлению налогоплательщика в течение пяти операционных дней по истечении 30 календарных дней, начиная с дня почтового отправления заявления. Возврат происходит путем перечисления средств на налоговый счет налогоплательщика.
В случае обнаружения нарушений процесс возврата НДС может быть приостановлен еще на 30 календарных дней. После этого плательщик либо соглашается с выводом налоговиков, либо обжалует их в судебном или административном порядке. В последнем случае налогоплательщик информирует Госказначейство об обжаловании, и уже это заявление является основанием для возмещения. Исключение составляет случай, когда в суд подается альтернативный иск от налоговых органов, и суд принимает промежуточное решение о приостановке возмещения до окончательного решения. Если плательщик выигрывает судебный иск, ему возмещается НДС с соответствующими процентами. Президентский же законопроект предполагает усилить ответственность государства перед налогоплательщиком путем введения системы штрафов для налоговых органов. Суммы, которые государство не возместило налогоплательщику, будут считаться государственной задолженностью и на них до дня погашения включительно начисляются проценты на уровне 120%-ной учетной ставки НБУ. Кроме того, налогоплательщик имеет право обратиться в любой момент после возникновения бюджетной задолженности в суд с иском о взимании денег из бюджета и привлечении к ответственности виновных в ее появлении должностных лиц. Что касается документа Сергея Терехина, то он не предусматривает введения спецсчетов. Депутат предлагает внедрить автоматический порядок бюджетного возмещения, одновременно усилив ответственность за его незаконное получение. С целью усиления борьбы с фиктивными фирмами и конвертационными центрами предлагается ввести правила, согласно которым бюджетное возмещение будет предоставляться исключительно компаниям, которые имеют должную налоговую историю и не пользуются схемами налоговой минимизации. Однако и в этом случае предприниматель оказывается один на один с проблемами, которыми грозит ему общение с налоговыми органами. Ведь именно там ему придется доказывать, что его налоговая история заслуживает возмещения НДС. Какой из этих законопроектов пройдет, пока прогнозировать сложно. Вроде и идея спецсчетов не особо нравится бизнесу, но и проблему возмещения надо как-то решать. Вопрос в том, на какие жертвы согласится бизнес, представленный в парламенте.