Украинские судостроители могут выйти на уровень продаж в 500 — 800 млн. долл. в год

Черноморский судостроительный завод был приватизирован одним из последних в отрасли. Главными проблемами украинского судостроения директор предприятия Александр Сагайдаков считает необходимость технического перевооружения и организацию схем финансирования

Черноморский судостроительный завод был приватизирован одним из последних в отрасли. Главными проблемами украинского судостроения директор предприятия Александр Сагайдаков считает необходимость технического перевооружения и организацию схем финансирования постройки судов

— В чем состоит сейчас главная проблема украинского судостроения?

— Главные проблемы, которые стоят перед собственниками судостроительных заводов, это — техническое перевооружение производственных мощностей, возвращение квалифицированных специалистов, которые ушли со своих предприятий на другие либо уехали на заработки за границу, и, конечно же, восстановление системы подготовки рабочих кадров. Важной задачей является также организация приемлемых схем финансирования, таких как льготное кредитование при строительстве судов на экспорт коммерческими и государственными банками, освобождение от НДС и других налогов при закупке материалов и оборудования в Украине для экспортных заказов, создание в стране органа государственного регулирования, контролирующего распределение льготных государственных кредитов судостроительным заводам под экспортные заказы. И, наконец, необходимо создание действенной инфраструктуры производителей морской техники, в том числе работающих по зарубежным лицензиям (речь идет о том, чтобы украинские заводы производили высокотехнологичное оборудование для комплектации судов под западным брендом по лицензии).

— Как известно, значительная часть крупных заказов украинских судостроительных заводов — это строительство корпусов. Возможен ли возврат украинского судостроения к полному циклу постройки кораблей? Насколько это перспективно с точки зрения глобальных тенденций судостроения?

— Возвращение судостроения к полному циклу постройки кораблей вполне возможно, но при условии решения проблем, о которых я уже сказал, а также при условии приведения собственных затрат на строительство к уровню цен, сложившемуся на мировой рынке судостроения. Кроме того, необходимо осуществление государственной поддержки кораблестроения, в том числе разработка реальной государственной программы выведения украинского судостроения из кризиса и программы инвестиционных проектов для отрасли.

— Во сколько вы оцениваете потенциальные объемы производства украинского судостроения?

— Украина имеет одиннадцать судостроительных предприятий. При полной загрузке нашего завода объемы производства могут составить $180 — 200 млн. в год. По всей отрасли это будет значительная цифра — я возьмусь оценить ее в $500 — 800 млн.

— На какую нишу мирового рынка судостроения нацелен ЧСЗ? В чем украинское судостроение наиболее конкурентоспособно?

— Исходя из производственных возможностей ЧСЗ, можно говорить о рынках буксиров, судов типа "река — море", танкеров, в том числе и с двойными корпусами, химических танкеров и балкеров. Сейчас мы уже получили заказ на постройку четырех сухогрузов и танкера с опционом на строительство еще шести судов.

Проблема замены буксирного флота актуальна для подавляющего большинства портов Украины, России и стран Прибалтики. При условии освоения рынка танкеров нового поколения он также может стать наиболее перспективным для Украины. Пока же этот рынок только формируется.

— Какие инвестиционные планы имеются у ЧСЗ, и какую долю рынка вы хотите занять?

— Принятый собственниками инвестиционный план призван обеспечить выход завода в ближайшие три года на производство полномасштабных судов, о которых я уже упоминал, в эквиваленте 60 тыс. тонн корпусных конструкций или 5 — 6 крупнотоннажных судов в год. Достижение такого объема потребует инвестиций, которые смогут быть обеспечены на первом этапе позиционирования на рынке.

— Какова доля украинских заказчиков на судостроительном рынке страны?

— К сожалению, сейчас доля украинских заказчиков очень незначительна. Она может быть увеличена при условии разработки целевой программы обновления буксирного и технического флота Украины. Действующие сегодня суда физически (эксплуатируются более 20 — 25 лет) и морально устарели в связи с внедрением нового, принципиально отличного оборудования. Теперь на буксиры возлагаются и экспортные функции с целью проводки крупнотоннажных танкеров на нефтяные терминалы для обеспечения экологической безопасности. Кроме того, необходимо предусмотреть участие судостроительных заводов в обеспечении работы нефтепровода "Одесса — Броды" путем строительства флота нефтяных танкеров и танкеров-продуктовозов для транспортировки нефти и нефтепродуктов с восточного побережья Черного моря на нефтяной терминал порта "Южный".