"Укрзализныцю" акционируют по русскому сценарию

Руководство отечественной железной дороги обнародовало планы корпоратизации крупнейшей транспортной компании страны. В результате планируемых изменений в собственности новообразованной ГНАК "Украинские железные дороги" останутся инфраструктура и часть п

Руководство отечественной железной дороги обнародовало планы корпоратизации крупнейшей транспортной компании страны.

В результате планируемых изменений в собственности новообразованной ГНАК "Украинские железные дороги" останутся инфраструктура и часть подвижного состава. Непосредственно организацией перевозок и материальным обеспечением займутся дочерние компании и частный бизнес. Приватизацию же всей компании обещают не ранее 2010 года

Новость о том, что руководство "Укрзализныци" планирует акционировать компанию, снова породила слухи о возможной приватизации железнодорожного транспорта страны. Впрочем, как оказалось, создание АО на базе "Укрзализныци" является прологом не столько к приватизации компании, сколько к реформе всей системы железнодорожного транспорта страны.

На первом этапе до середины 2005 года планируется создание Национальной акционерной компании "Украинские железные дороги". Цель акционирования, как заявляет первый заместитель генерального директора "Укрзализныци" Юрий Федюшин, — "структурировать деятельность компании". По его информации, уже акционированы более 40 заводов. В ближайшем будущем планируется их продажа с условием сохранения профильной деятельности. Приватизированы также практически весь жилой фонд (около 10 млн. кв. м) и объекты социальной сферы.

В результате проведенных реформ в ведении непосредственно "Укрзализныци" останутся обеспечение железнодорожной инфраструктуры связью и энергетикой, подвижные составы и часть вокзалов.

На базе ГНАК будут созданы дочерние компании и выделены в отдельные компании нынешние подразделения "Укрзализныци" по перевозке грузов и пассажиров. В то же время, например, предприятия торговли и общественного питания на вокзалах и в поездах останутся в составе ГНАК.

Основной функцией компании будет контроль над управлением и перераспределение финансовых потоков. Все 100% акций ГНАК "Украинские железные дороги" пока будут находиться в государственной собственности без права отчуждения. По мнению руководства "Укрзализныци", корпоратизация поможет решить целый ряд проблем отрасли. В частности, создание дочерних предприятий сможет решить вопросы убыточности некоторых видов перевозок и перекрестного субсидирования пассажирских перевозок грузовыми.

Предложенный руководством компании план реструктуризации фактически во многом повторяет реформы железнодорожного транспорта в России, утвержденные в прошлом году. Согласно плану реформы Министерства путей сообщения, предполагается выделить из "Российских железных дорог" (РЖД) дочерние компании по разным видам бизнеса (такие как пассажирские и грузовые перевозки, техническое обслуживание и производство запчастей и т. п.). В конце концов, к 2010 году в собственности РЖД останется инфраструктура и управление движением. Правда, в отличие от украинских железнодорожников, россияне уже утвердили детальный план реформы отрасли. Польская госкомпания PKP провела аналогичную реструктуризацию еще в 2001 году и сейчас готовится к приватизации дочерних предприятий.

Руководство "Укрзализныци" не отрицает, что в ходе реформы изучается опыт коллег из стран Восточной Европы, в том числе России и Польши, которые уже акционировали свой железнодорожный транспорт, а также Германии. Не случайно новость о корпоратизации "Укрзализныци" министр транспорта Георгий Кирпа сообщил на встрече с российским коллегой Геннадием Фадеевым, бывшим министром путей сообщения и нынешним президентом РАО "РЖД".

Если план корпоратизации "Укрзализныци" будет доведен до практической фазы, это откроет гигантские возможности для частного бизнеса, который сможет забрать значительную долю рынка железнодорожных перевозок. До последнего времени частные операторы занимались перевозками только за счет приобретенных вагонов, причем доля этих операторов в общем грузообороте после проведенной Георгием Кирпой в 2000 году "зачистки" в сфере грузовых перевозок довольно незначительна.

Как отмечает руководство "Укрзализныци", говорить о полной продаже железных дорог страны частному капиталу можно не раньше 2010 года.

"Укрзализныця". Взлеты и падения

14 декабря 1991 г. Кабмин принимает постановление №356 "О создании Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины". Первым руководителем "Укрзализныци" до 1993 г. являлся начальник Юго-Западной железной дороги Борис Олейник.

Март 1993-го — 1997 гг. "Укрзализныцю" возглавляет Леонид Железняк, назначенный премьер-министром Леонидом Кучмой. По инициативе уже Президента

Кучмы отправлен в отставку за "ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и серьезные недостатки в работе". Перешел на работу в российские транспортные структуры. Получил звание "Герой России". В Украине против него возбуждено несколько уголовных дел. Числился в розыске Интерпола.

1997 г. После отказа начальника Львовской железной дороги Георгия Кирпы возглавить "Укрзализныцю" руководителем последней назначен Анатолий Слободян.

11 октября 1999 г. У порога своего дома на ул. Гончара, 62 в Киеве двумя выстрелами в упор убит начальник Юго-Западной железной дороги Борис Олейник. Его устранение повлияло на перераспределение контроля над товарными потоками в Украине. Через два года прокуратура Киева заявила, что подозревает в "заказе" убийства руководителя скандально известной компании "Топ-Сервис-Восток" Игоря Шагина.

Апрель 2000 г. Генеральным директором "Укрзализныци" и первым замминистра транспорта становится Георгий Кирпа.

Май 2002 г. Георгий Кирпа назначен министром транспорта, при этом за ним сохранен пост гендиректора "Укрзализныци".

Октябрь 2002 г. ФГИУ подает в парламент Программу приватизации на 2003 — 2008 гг., которой предусмотрена приватизация"Укрзализныци".

Показатели деятельности "Укрзализныци"

Год

Чистый доход, млрд. грн.

% от ВВП

2003

17,6

6,7

2002

13,6

6,2