УНП — первый осколок "Нашей Украины"

Подготовка к парламентским выборам-2006 все больше влияет на политическую жизнь страны. Фракционное переформатирование — первый результат будущей избирательной гонки

Подготовка к парламентским выборам-2006 все больше влияет на политическую жизнь страны. Фракционное переформатирование — первый результат будущей избирательной гонки

Слухи об отделении Украинской народной партии от фракции "Наша Украина" муссировались давно. Аналитики связывали это событие с неудовлетворенными амбициями УНПистов. Поговаривали, что планы интеграции в исполнительную вертикаль у Костенко и его команды были намного большими, нежели это видел сам Президент. Да и партийные спикеры не отрицали, что всего несколько должностей в правительстве и в регионах — это не то, чего они последовательно добивались более десятка лет.

Кроме этого, все политические силы страны уже сейчас активно зондируют почву и просчитывают максимально выгодные варианты для прохождения в парламент следующего созыва. Не исключено, что именно в связи с этим в штабе УНП посчитали более продуктивным работать на следующих выборах отдельно, а процесс разделения с "Нашей Украиной" начать уже сейчас. Ведь нет гарантии, что, обделив их сегодня постами во власти, завтра с ними не поступят так же при формировании избирательного списка.

Одним из главных катализаторов текущей сепаратной активности, скорее всего, стал нынешний 3%-ный барьер прохождения в парламент. Для многочисленных партий средней руки он предоставляет неплохие шансы попасть в Верховную Раду самостоятельно. И это следовало бы предвидеть Президенту, пытавшемуся создать сверхмощную политическую силу.

Для предупреждения нынешних тенденций деления необходимо было всего-навсего заняться продвижением идеи повышения избирательной планки, например, до 7%. После такого шага вряд ли у кого-то из недавних соратников возникло бы желание рискнуть "в одиночку". Теперь же нельзя исключить, что путем УНП может пойти и партия, возглавляемая Тарасюком.

Вместе с тем сам лидер УНП нашел более изысканную аргументацию своего поведения. Не акцентируя внимания на кадровой неудовлетворенности и подготовке к будущим выборам, Костенко сформулировал политтехнологическую причину своего демарша. "Мы не могли входить во фракцию другой партии, — говорит он. — Ведь вопрос стоял так: или мы самораспускаемся и входим в парламентскую структуру Народного Союза "Наша Украина", или же выделяемся в отдельную фракцию. Именно последнее предложение поддержали три тысячи делегатов съезда УНП, прошедшего в конце февраля. Большинство высказалось за продолжение политической жизни нашей партии, ведь она имеет ярко выраженный национальный характер и в ней есть потребность".

При этом окончательно сжигать мосты, по-видимому, никто не собирается. "Мы остаемся партнерами с "Нашей Украиной. Будем поддерживать Виктора Ющенко во всех вопросах, касающихся реализации его программы. УНП также не покинет большинство, сформированное под правительство Тимошенко", — заверяет Костенко. Очевидно, загонять свою партию в глухую оппозицию Юрий Иванович считает занятием преждевременным. Тем более что для него открылись весьма неплохие перспективы побороться за вице-спикерское кресло, что также требует существенной поддержки недавних соратников.

На конец прошлой недели фракция УНП уже насчитывала 20 депутатов. Ее уполномоченными представителями стали Валерий Асадчев, Александр Гудыма, Иван Заец и Владимир Мойсик. В ряды парламентских УНПистов также попал и Степан Хмара. Его уход из БЮТ стал весьма резонансным событием прошлой недели. Давний и верный соратник нынешнего премьера недолго довольствовался статусом провластного депутата и перешел в привычную для себя ипостась идейного борца.

Хмара, по его словам, не смог смириться с тем, что ряды блока Юлии Тимошенко начали разбавляться людьми, которые имеют неоднозначную репутацию. Особого внимания Степана Ильича при этом удостоился новобранец БЮТ, бывший член фракции СДПУ(о) Александр Абдуллин. По мнению г-на Хмары, этот депутат имел тесные отношения с ныне скрывающимся Игорем Бакаем, чем себя и скомпрометировал. Но настойчивые рекомендации не принимать во фракцию бывших кучмистов, пытающихся зарезервировать себе проходные места в списке на следующих выборах, не были услышаны ни Тимошенко, ни нынешним фракционным руководством. И хотя, по свидетельству депутата, сама премьер в телефонном разговоре сказала, что он нужен команде, это не было подтверждено на деле. "Авторитарные методы к добру не приведут. Мой шаг мне давался непросто, но я хотел бы уберечь им глубокоуважаемую Юлию Владимировну от дальнейших ошибок", — заявил грустный Хмара журналистам.

Депутатские фракции и группы по состоянию на 21 марта

Фракция

Количество депутатов

"Наша Украина"

81

КПУ

56

"Регионы Украины"

53

Народная партия

30

Внефракционные

28

СПУ

28

БЮТ

24

"Единая Украина"

22

УНП

22

СДПУ(о)

21

Группа "Демократическая Украина"

18

Группа "Воля народа"

17

Группа "Демократические инициативы"

14

Группа "Союз"

13

НДП — "Республика"

11

Группа "Центр" (распущена)

5

Всего

443