Урок истории

Если бы я был министром образования, я бы обязал публиковать в учебниках истории таблички с событиями, которые имеют тенденцию к повторению. Чтобы дети запоминали, а затем отправлялись во взрослую жизнь и не повторяли ошибок предков. На минувшей неделе не

Если бы я был министром образования, я бы обязал публиковать в учебниках истории таблички с событиями, которые имеют тенденцию к повторению. Чтобы дети запоминали, а затем отправлялись во взрослую жизнь и не повторяли ошибок предков. На минувшей неделе несколько событий доказали необходимость заучивания уроков истории — как на бытовом, так и на экономическом уровне.

Известный боксер Хасим Рахман, например, наступил на популярные в боксерском мире грабли. Говорят, после боя с Виталием Кличко, который состоится в ноябре, у него в кармане останется всего десять тысяч долларов.

Из положенных 4 миллионов 2 могут забрать за неуплаченные ранее налоги. Остальные заберет себе Дон Кинг и прочие проходимцы. Пачка долларов, высотой со спичечный коробок — не густо, для боксера-тяжеловеса после боя за звание чемпиона мира.

Хасим Рахман банально забыл историю бокса. Подружился, как ему показалось, с Доном Кингом. Не стал платить налоги. И просто не повезло в жизни — ведь за бои такого ранга, как с Виталием, раньше боксеру можно было рассчитывать и на 10 миллионов. А теперь парню надо драться только для того, чтобы иметь в будущем возможность заработать — если победит.

Но кому нужна его победа?

Потерять все деньги — это обычное дело в мире бокса. Особенно у тех ребят, которые по наивности полагают, что хороший промоутер Дон Кинг — такой же хороший друг. Майк Тайсон, недавно посетивший Украину, и Леннокс Льюис, потерявшие из-за Кинга немало миллионов из своих премиальных, могут об этом рассказать. Уже весь мир знает, как Дон умело лишает своих боксеров всех денег. Но как видно, история бокса учит нас тому, что боксеров она ничему не учит. Вся досада в том, что с историей всегда так — в боксе или в политике.

А на минувшей неделе я снова услышал: "Россия — наш стратегический партнер". Наши отношения с Россией — это типичный пример постоянной амнезии на тему исторических событий. И сегодня уже даже не хочется говорить, правильно это или нет — иметь соседей в партнерах. Вся наша совместная история подсказывает, что любое братание заканчивается плохо. И любой период вражды заканчивается жгучим желанием побрататься.

Из этих странных отношений можно выйти, если не забывать. Я бы для всех чиновников, которых тянет возобновить или разорвать отношения с кем-либо, ввел бы обязательный тест — на знание хотя бы новейшей истории. И пусть сдают его перед парламентской комиссией, куда входят представители разных фракций. И лучше взять еще и послов иностранных государств.

Бывший президент Кучма несколько раз шарахался — то поближе к Америке, то назад — в лоно матушки. Нынешняя власть начала с прохладных отношений, а теперь стремится их быстро разогреть, используя энергию нового состава Кабмина. Может, лучше посмотреть по сторонам и подумать?

А то в политике, как в боксе — только Мухаммед Али умел красиво шарахаться. Больше ни для кого такой стиль боя не стал результативным. Президент Ющенко повторяет ошибку Кучмы — кидается из стороны в сторону. Только если Али изматывал соперника таким приемом, то президенту некого изматывать. До следующих выборов от каждого его движения мотается только страна, а реальных соперников нет. И мне теперь совершенно непонятны его лихорадочные телодвижения. Смена Кабмина, смена курса и т. д. А кроме того, не надо думать, подобно Рахману, что промоутеры "оранжевой революции" — хорошие друзья. Как показали последние события в мире бокса и в политической жизни Украины — у промоутеров свои интересы.

И есть опасность, что Ющенко из ранга национального героя деклассируется в то, что называется "представитель власти". Это выгодно для тех политиков, кто отдыхает в углу, пока президент прыгает по рингу, исполняя бой с тенью.

Еще немного — и преимуществ, полученных во время тренировок на Майдане, не останется. А когда понадобится поддержка друзей — может оказаться, что они и не друзья вовсе, а так — промоутеры. История Хасима Рахмана и предыдущего президента Украины это подтверждает.