Увязшие в процедуре

На границе стоят 20-километровые очереди, грузы простаивают в портах, торговцы говорят о временном дефиците товара. Таковы первые результаты работы программы "Контрабанда — стоп"

На границе стоят 20-километровые очереди, грузы простаивают в портах, торговцы говорят о временном дефиците товара. Таковы первые результаты работы программы "Контрабанда — стоп"

Как рассказал нам водитель СП "РИФ-1" Роман (его компания импортирует из Италии сырье для производства обуви), он простоял на таможне неделю. Ему еще повезло — компания является совместным предприятием и работает "по-белому". Полагает, что так долго ждать пришлось в первую очередь из-за сбоев в компьютерной программе таможни. Зато другие водители просто не ввозят товар, потому что "старые" схемы растаможки уже не работают, а по новым ввозить в Украину подавляющее количество импорта экономически невыгодно. Особенно много на границе скопилось техники — оно и понятно, практически вся она ввозилась по "по-серому".

По словам представителей IT-рынка, в основном работали две схемы ввоза импортной продукции. Первая заключалась в уплате таможенной пошлины по т. н. "льготному" тарифу. За помощь таможенников в присвоении льготного статуса предприниматель должен был заплатить сумму в размере 3-5% от стоимости ввозимого груза.

Второй метод снижения таможенных платежей и налогов состоял в занижении декларируемой на границе цены товара. Как рассказали нам в одной из отечественных компаний, занимающейся продажей электроники, если реальная стоимость, к примеру, монитора была $80, при декларировании на таможне указывалась цена в $20. Сейчас большинство упомянутых схем уже не действует, и многие партии импортного товара стоят на таможнях с ноября 2004 года.

Естественно, на рынке электроники возник дефицит: "Нам катастрофически не хватает комплектующих. Ощущаем дефицит по многим позициям", — сообщили на одном из отечественных IT-предприятий. Возникшая ситуация уже отразилась на стоимости компьютерной техники — рост цен составил 5-10%. Хотя некоторые компании заранее предвидели возможность такого поворота событий и подстраховались: "Еще перед выборами мы просчитывали ситуации. Готовясь к возможным кризисам и последствиям, ввезли значительную партию товара и комплектующих", — заявил представитель одной из крупных отечественных IT-корпораций.

Осетрина второй свежести

Если оргтехника может стоять на таможне сколь угодно долго, то больше всех от сложившейся ситуации страдают импортеры скоропортящейся продукции. А цветочники в преддверии 8 марта устроили целую пиар-акцию против новых таможенных правил игры. До 21 февраля нынешнего года импортеры цветов платили таможенные сборы, исходя из фактурной стоимости ввозимого товара. 5% — от стоимости, указанной в накладной (инвойс), зимой и 20% от инвойса — летом. С 21 февраля таможня стала начислять таможенный сбор по фиксированной ставке. В частности, оценка розы происходила по тарифу: 1 см цветка — 1 цент. То есть таможенная пошлина на розу длиной 90 см теперь составляет 90 центов. При этом ее отпускная цена для импортера иной раз достигает всего 15 центов.

"Цветочники" утверждают, что размер таможенной пошлины вырос как минимум в 1,5 раза: "Если раньше я платила за машину цветов $50 тыс. таможенного сбора, то сейчас мне приходится платить $80 тыс. В связи с этим я сократила закупку цветов на время праздников (8 Марта — ред.) в четыре раза: с 12 машин до 3-х", — рассказывает президент оптового импортера цветов "Камелия-К" Татьяна Костюкова. Она полагает, что из-за увеличения выплат таможенникам цена на импортные цветы в Украине увеличится в четыре раза.

Поголовный пересчет

Однако изменение начисления таможенных пошлин — далеко не единственная проблема импортеров. В связи с ужесточением процедур оформления таможенных документов и досмотра груза весь процесс стал более длительным. Таможенный брокер одной из частных киевских фирм рассказывает, что и без того рутинная процедура "растаможки" стала еще более забюрократизированной с введением программы "Контрабанда — стоп". "В течение последних двух недель процесс растаможивания грузов значительно усложнился. Сейчас проводится полная инспекция товара: проверяются самые малозначительные детали. И если раньше товар досматривал инспектор и контрабандист, то сегодня его "исследуют" в некоторых случаях 20 специалистов. На что ранее отводилось полчаса, в последнее время занимает часов пять", — утверждает брокер.

По словам Вадима Юношева, директора николаевской компании "Евроторг", ввозящей цветочную продукцию, осмотр груза проводят как минимум четыре представителя таможни — осмотру подлежит каждый цветок партии, поэтому длительность процесса "растаможки" выросла в несколько раз.

О потере убытков от простоя заявляет кондитерская компания "АВК". Первый заместитель генерального директора компании Андрей Дикунов рассказывает, что в последнее время схема взимания таможенных пошлин существенно усложнилась. "Те грузы, на которые уже были присвоены коды и установлены пошлины, опять направляются в таможенную лабораторию для подтверждения кода. Такая процедура повторяется с каждой поставкой. Это занимает 2-3 недели, после чего нам выдается ответ, что решение не принято, а документы передаются в Киев для согласования, что растягивается еще, как минимум, на 2 недели", — утверждает господин Дикунов. В результате сегодня "АВК" терпит убытки не только от дополнительных затрат на хранение грузов в портах, но и от остановок производства. Из-за отсутствия сырья, которое находится на таможенно-лицензионных складах, компания вынуждены была остановить несколько производственных линий. И считает, что очередь может дойти до полной остановки производства. "Наша компания вынуждена была приостановить отгрузку сырья от поставщиков. Идет нарушение международных контрактов, за что компания обязана выплачивать штрафные санкции", — утверждает Андрей Дикунов.

Хотели как лучше

Сотрудница киевского СП "РИФ-1" Жанна Бердянская называет основной проблемой работы таможенной службы зарегулированность процесса: "Каждый приказ таможни призван ускорить процесс, однако на практике все выходит совсем наоборот. Украинская таможня — это всегда очереди", — отметила она. Г-жа Бердянская также говорит о большом количестве разрешений, необходимых для прохождения осмотра. "Моя компания активно работает с давальческим сырьем. Для ввоза импортного клея, который мы используем в производстве, нам необходимо пройти в том числе и сертификацию СБУ. И получить подтверждение, что завозимый клей не будет использоваться для получения наркотических веществ", — объясняет она. В качестве примера Жанна Бердянская приводит итальянскую таможню, с которой ее фирма имеет дело наиболее часто. "У итальянцев нет такого отношения, как у наших таможенников. Простой автомобилей по вине таможни в Италии просто невозможен. Там его нет никогда. В Украине — всегда".

Для оформления импорта цветов тоже необходимо собрать целый пакет документов — от сертификата соответствия до карантинного разрешения. Как рассказал Вадим Юношев, в таможенной декларации нужно указать длину цветка, величину бутона и многие другие малозначимые характеристики. "Наверное, только запах не нужно описывать в таможенных документах", — шутит он. Что же касается сертификата соответствия, то, по словам г-на Юношева, даже в УкрСЕПРО — органе, уполномоченном выдавать подобные документы, не могут объяснить, каким параметрам должна соответствовать цветочная продукция. "Просто бессмысленный документ", — считает он. А, например, в карантинном разрешении нужно перечислить ассортимент и количество цветов поименно на полгода вперед.