В аптеках любят иностранцев

Отечественная продукция наиболее востребована в госпитальном сегменте. В аптеках же большим спросом пользуются препараты зарубежного производства. Такая тенденция наблюдается благодаря тому, что иностранные игроки не только предлагают украинскому потребит

Отечественная продукция наиболее востребована в госпитальном сегменте. В аптеках же большим спросом пользуются препараты зарубежного производства. Такая тенденция наблюдается благодаря тому, что иностранные игроки не только предлагают украинскому потребителю качественный товар, но и активно рекламируют свою продукцию как в СМИ, так и среди докторов, предлагая им денежное вознаграждение за выписанный рецепт

Итоги работы первого полугодия показали, что украинский фармацевтический рынок растет. По данным консалтинговой компании RMBC, за шесть месяцев 2006 года аптечный сегмент рынка вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил $731 млн. в ценах конечного потребления. В натуральном выражении объем рынка также увеличился (на 21%), достигнув почти 631 млн. упаковок. "Рост фармацевтического рынка стимулируют, прежде всего, макроэкономические факторы, — объясняет Мария Денисова, генеральный директор компании RMBC, — рост доходов населения и рост ВВП, следовательно, и рост ассигнований бюджета. Кроме того, положительное влияние на рынок, несомненно, оказывает деятельность фармацевтических компаний, в частности рекламные кампании, PR-деятельность". По оценкам Марии Денисовой, в 2006 году фармрынок вырастет не менее чем на треть, а в последующие годы рост продолжится.

Украинский товар больше нужен в больницах

В аптечных продажах доминируют иностранные препараты — это характерно для рынка всего СНГ. Украинские препараты занимают около четверти по объему продаж. Стоит, однако, отметить характерную для украинского рынка особенность — в госпитальном секторе именно отечественные компании занимают ведущие позиции: "Дарница", "Артериум", "Борщаговский ХФЗ". Доля украинских лекарств составляет более 45% в госпитальных закупках

Однако пока отечественная фармацевтика может конкурировать с импортной продукцией с трудом. Причинами этого Айдар Ишмухаметов называет, во-первых, в основном устаревший ассортимент и традиционность форм (например, инфузионные растворы в стеклянных флаконах — мир уже перешел на полипропилен), во-вторых, несоответствие международным стандартам производства GMP, а также "слабый" по европейским меркам маркетинг.

Как показал "Розничный аудит готовых лекарственных средств в Украине", проведенный компанией RMBC, в среднем в стране потребление лекарств на душу населения составляет $15,6 в розничных ценах. Причем в Киеве, Днепропетровске и Запорожье этот показатель почти в два раза выше: за шесть месяцев 2006 года каждый житель там потратил на лекарства в среднем $34. Такой уровень потребления существенно отстает от среднеевропейского и даже российского ($21 за полугодие), но уже проявляет тенденции роста.

Параллельно с активным развитием отечественной фармацевтики происходит и реорганизация рынка. Розничный сегмент сегодня является наиболее значимым на фармацевтическом рынке Украины. В течение нескольких лет его доля колебалась в пределах 80%. В частности, в 2005 году 60% лекарственных средств уходило в аптеки, около 16% — на больничные закупки и лишь 12% оплачивалось из госбюджета. Однако за год доля государственных закупок медикаментов увеличилась практически на треть. Хотя она до сих пор остается несущественной по сравнению с аптечным сегментом, ожидается, что бюджетный сегмент будет увеличиваться. Основная причина для таких прогнозов — осуществление ряда государственных программ Министерства здравоохранения, касающихся трудноизлечимых заболеваний, для которых требуются дорогостоящие лекарства. Например, с 2004 года действует проект "Контроль над туберкулезом и ВИЧ/СПИДом", на финансирование которого предусмотрено $81,9 млн.($60 млн. — кредит Всемирного банка, $21,9 млн. выделяет Госбюджет).

Кроме количественных перемен, фармацевтический рынок претерпевает изменения в качественном отношении, благодаря чему может произойти приток инвестиций в отрасль, в том числе иностранных. Отечественное производство лекарственных препаратов постепенно переходит на международные стандарты GMP, которые Украина начала внедрять первой среди стран СНГ. Пока не у всех заводов есть возможность принять эти стандарты, однако согласно постановлению Кабинета Министров, с 2009 года работа по новым стандартам качества станет обязательной для всех предприятий. Таким образом, произойдет отсев компаний, которые смогут на равных конкурировать с импортерами медикаментов как по цене, так и по качеству. Вдобавок внутренний рынок будет защищен от некачественной иностранной продукции, а национальные производители смогут выйти на мировые фармацевтические рынки.