В стремлении диверсифицировать транзитеров

Укрепляя свои позиции как энергопоставщика номер один, Россия пошла на очередной шаг — вместе с Грецией и Болгарией договорилась о строительстве Трансбалканского нефтепровода. Это позволит не только увеличить доступ "Газпрома" к европейским рынкам, но и д

Укрепляя свои позиции как энергопоставщика номер один, Россия пошла на очередной шаг — вместе с Грецией и Болгарией договорилась о строительстве Трансбалканского нефтепровода. Это позволит не только увеличить доступ "Газпрома" к европейским рынкам, но и диверсифицировать транзитеров российских энергоресурсов, с тем чтобы у Европы не осталось поводов для сомнений в России как в своем главном и надежном поставщике

Идея строительства не нова — впервые она прозвучала еще в далеком 1994-м. Теперь, в свете возросших цен на нефть, строительство "Бургас — Александруполис" приобрело новый смысл. Встречаясь в Афинах с лидерами двух стран — премьер-министром Греции Константиносом Караманлисом и президентом Болгарии Георгием Парвановым, — Владимир Путин охотился сразу "за двумя зайцами". Первый — возобновление строительства 280-километрового нефтепровода, связывающего Черное море и северную часть Греции. Второй — убедить Грецию удвоить пропускную способность своего 300-километрового трансграничного газопровода, который берет начало в Турции и транспортирует газ на Адриатическое побережье Италии.

Трансбалканский нефтепровод "Бургас — Александруполис", проходящий по территории Греции и Болгарии, — это альтернативный маршрут транспортировки нефти из России и стран СНГ в европейские страны, минующий Босфор и Дарданеллы. Идея строительства нефтепровода возникла еще 12 лет назад, в 1994-м. Задачей "трубы" было разгрузить поток танкеров через Босфорский пролив. Тем не менее поддержать проект отказались российские нефтяные компании. Аргументация — собственная неспособность обеспечить 30-50 млн. тонн загрузки нефтепровода в год.

Забытый нефтепровод вспомнили лишь спустя десятилетие — тогда, когда Россия начала реализовывать свои далеко идущие планы стать региональным энергетическим лидером. Соответственно, необходимость разгрузки проливов Босфор и Дарданеллы — не единственная, хоть и благородная причина возрождения проекта. Как заявил глава "Роснефти" Сергей Богданчиков, среди других причин — растущий спрос на нефть, появление новых ее ресурсов (в том числе и рост добычи нефти в России, и появление новой нефти из Казахстана). Основная цель, которую преследуют россияне, — диверсификация транзитеров своих энергоресурсов (чтобы в случае следующей "газовой войны" с кем-либо из ближайших соседей России европейские потребители газа не пострадали) и возрождение в умах кремлевских чиновников идеи возобновления строительства "Бургаса — Александруполиса". Тем более что теперь, когда за экономическим проектом стоят политические амбиции, проблем с заполнением нефтепровода "Бургас — Александруполис", очевидно, не будет.

По данным The Financial Times, главным поставщиком нефти нефтепровода "Бургас — Александруполис" может выступить российский "Газпром-Сибнефть", являющийся частью российского газового монополиста, что "Газпрому" чрезвычайно на руку. Нефть из России и Каспийского региона будет перевозиться из Новороссийска на танкерах в болгарский Бургас, а затем перекачиваться по нефтепроводу в греческий Александруполис. А значит, с помощью строительства нефтепровода "Бургас — Александруполис" "Газпром" сможет получить прямой выход в средиземноморский регион, а из него и далее на рынки не только Европы, но и США, и Азиатско-Тихоокеанского региона. Более того, по предварительным подсчетам, в случае реализации проекта годовой эффект для отрасли за счет разницы в стоимости транспортировки по трубопроводу по сравнению с транспортировкой через проливы может составить около $1 млрд. в год.

Одним словом, уже в декабре текущего года стороны должны подписать договор о строительстве нефтепровода. Строительные работы будут осуществляться консорциумом "Трансбалканский трубопровод", контрольный пакет которого намерена заполучить Москва. Как поясняют такую позицию российские компании, именно они станут главным поставщиком нефти, а потому и "музыку заказывать" также должны они. Тем не менее, помимо россиян, участия в консорциуме ожидают от государственной нефтеперерабатывающей компании Греции Hellenic Petroleum, компании Prometheus — СП "Газпрома" и частного строителя трубопроводов Kopelouzos, а также болгарской государственной газовой компании Bulgargaz, имеющей тесные связи с "Газпромом". Приблизительная стоимость проекта — 1 млрд. евро.

Что же касается второго пункта встречи трех лидеров — греко-турецкого газопровода, строительство которого заканчивается уже в следующем месяце, то главной загвоздкой для России является тот факт, что пропускная способность составляет 11 млрд. куб. м в год. В то же время пока что (до 2008 года, когда газопровод соединят с Италией) через него будет проходить только 3 млрд. кубометров газа в год. Поэтому задачей Москвы на переговорах было увеличение пропускной способности греко-турецкого газопровода, с тем чтобы обеспечить "Газпрому" дополнительный путь для экспорта в Европу.

Впрочем, на пути реализации российских планов, по крайней мере, в вопросе увеличения пропускной способности греко-турецкого газопровода, могут встать США. Дело в том, что сегодня Афины находятся под немалым давлением Вашингтона, не желающего, чтобы Россия диктовала свои условия в вопросе увеличения транспортировки газа, а значит, по мнению западных дипломатов — в вопросе ценообразования на газ, добываемый в этом регионе. Чьи дипломатические маневры окажутся успешнее — Кремля или Белого дома, — покажет время, но пока официальной реакцией греческого правительства стало то, что "на данный момент на предложение России оно ответить не готово".

Технические характеристики нефтепровода "Бургас — Александруполис":

Проектная протяженность — 279 км

Диаметр трубопровода — 36 дюймов

Количество насосных станций — 2

Пропускная способность — 35 млн. тонн/год с перспективой увеличения до 50 млн. тонн/год.

Стоимость проекта — около 783 млн. евро (с учетом роста стоимости стали)

В проект входят морской терминал в Бургасе для разгрузки танкеров грузоподъемностью 150 тыс. тонн и морской терминал в Александруполисе (150/300 тыс. тонн). В рамках проекта предусмотрена технология последовательной перекачки нефти разных сортов.