"В Украине мы надеемся повторить российский успех", — говорит Кирилл Дмитриев, управляющий директор Delta Private Equity Partners

Крупнейший российский инвестиционный фонд Delta Private Equity Partners с капиталом в $500 млн. проявляет неподдельный интерес к украинским компаниям. В интервью "Инвестгазете" руководитель компании Кирилл Дмитриев рассказал о взгляде фонда на украинский

Крупнейший российский инвестиционный фонд Delta Private Equity Partners с капиталом в $500 млн. проявляет неподдельный интерес к украинским компаниям. В интервью "Инвестгазете" руководитель компании Кирилл Дмитриев рассказал о взгляде фонда на украинский рынок

— Кирилл, расскажите, какие компании интересны Delta Private Equity?

— Мы вкладываем средства в три индустрии: финансовые услуги, товары народного потребления, а также IT-технологии, медиа и телекоммуникации. Во многом это связано с тем, что развитие стран переходного периода сопряжено с ростом потребностей и доходов населения. Это и обуславливает значительный рост этих отраслей. Наличие инвестиций в потребительский сектор полезно и для экономики: в процессе финансирования "вырастает" много новых компаний, которые дают рабочие места и позволяют экономике зависеть не только от ТЭК или транзита. Происходит формирование новой, нересурсной экономики, ориентированной на средний класс. На этом росте мы как инвесторы зарабатываем.

В качестве примера можно привести такой факт: российский рынок телевизионной рекламы в 2000 году составлял всего $287 млн., а в 2004 году он вырос до более чем $1,7 млрд. То есть увеличилась не только прибыль телевизионных компаний и рекламных агентств, но и в ТВ-индустрии оказалось занято больше людей. Наши инвестиции в два телевизионных канала не только принесли нам высокий доход, но и способствовали росту рынка в целом.

— А производственный сектор вам неинтересен? Например, автомобилестроение?

— Я твердо верю в понятие конкурентного преимущества. Например, у России в автомобилестроении конкурентного преимущества никакого нет. Чтобы иметь мощную автомобильную промышленность, надо тратить десятки миллиардов долларов на исследования. Что, кстати, активно происходит в США и Японии. Но в России эту отрасль не поднять. Вообще, в те индустрии, где на Западе уже доминируют большие игроки, проникнуть сложно. Надо находить более интересные для инвестиций отрасли.

— Расскажите о наиболее успешных, по вашему мнению, проектах фонда.

— Наш приоритет — инвестиции в быстрорастущие компании, которые уже имеют обороты $10-15 млн. в год и которые можно превратить в компании с оборотами в $100-200 млн. за несколько лет. В прошлом году у нас было несколько успешных сделок. Первая из них — продажа Delta Bank компании General Electric за $100 млн. Изначально мы сделали ставку на индустрию кредитных карт и не прогадали. Когда начиналась работа над проектом, эта отрасль была абсолютно неразвита в России. Нами был построен агрессивный банк, которому удалось опередить "Альфа-банк", а также других лидеров рынка. В результате продажи банка мы вернули наши инвестиции более чем в четыре раза. Не хотелось бы показаться нескромными, но из всех продаж банков в мире за последние пять лет наш банк при продаже оказался самым дорогим с точки зрения отдачи капиталовложений.

Другой проект — ипотечный банк, о продаже которого мы объявили совсем недавно, в середине августа, приобрела французская банковская группа Societe Generale. На момент продажи банк являлся вторым самым крупным ипотечным банком в России. В проект было вложено $40 млн., а продали мы его за $105 млн. И это при том, что ипотечный рынок в России развит хуже, чем в Украине. В Москве, например, на 96 тыс. сделок с недвижимостью менее чем 2% проходят через ипотеку. Кстати, и General Electric, и Societe Generale продолжают активно вкладывать капитал в развитие этих банков в России, создавая рабочие места и улучшая условия кредитования.

Третьей сделкой стала продажа нашего пакета в компании "CTC Media", владельца канала "СТС". За время наших инвестиций рынок телевизионной рекламы вырос более чем в пять раз, а СТС за этот период удвоил свою долю рынка. Поэтому и продажа акций СТС была крайне успешной.

Другой вполне удачной сделкой стала продажа компании "Национальные кабельные сети". Мы вышли из проекта буквально пару месяцев назад. И за девять месяцев сотрудничества с компанией заработали в три раза больше денег, чем инвестировали. Просто потому, что в России индустрия платного телевидения развита очень плохо. Кстати, как и в Украине.

— Рассматриваете ли вы возможность инвестиций в украинcкие компании?

— В Украине мы надеемся повторить российский успех, поэтому активно исследуем ваши рынки. Но если изначально мы были очень сильно заинтересованы в том, чтобы начать вкладывать как можно скорее, то сейчас решили не торопиться. Это связано с тем, что мы наблюдаем за действиями украинского правительства, которое вместо того чтобы сфокусироваться на развитии быстрорастущих отраслей, активно ведет дискуссии относительно реприватизации и энергетических проблем. А эти вопросы, несмотря на свою важность, не обеспечивают роста экономики. В Чехии или Польше, например, рост был обусловлен именно потребительским сектором, а не какими-либо другими.

И знаете, меня очень удивило отношение некоторых украинских госчиновников. Я встречался с представителями украинской стороны в Кабинете Министров, рассказывал, что на такой-то сделке мы заработали $100 млн., а на другой — $70 млн., что не только мы зарабатываем, но растут и компании, экономика. Для них же все это оказалось очень далеким. Отбирать всегда легче, чем создавать.

— Какие отрасли привлекательны для вас в Украине?

— Мы активно интересовались медиа, но в итоге поняли, что медиа в Украине, впрочем, как и в России, слишком политизированы. Интересно радио, поскольку реклама на радио хотя и играет очень небольшую роль в общем рекламном обороте СМИ, может приносить неплохой доход. Для нас привлекательна индустрия наружной рекламы, но она довольно сильно зависит от всевозможных постановлений и законодательных актов. Очень интересен рынок кабельных сетей. Может быть, мы даже что-то сделаем в этой отрасли. Планов много, но они пока не оформились в реальные проекты.

— А компанию "Воля Кабель" приобрести не хотели бы?

— Я не уверен, что мы сможем договориться с владельцами о цене. Но компания очень хорошая и перспективная.

— В России наблюдается тенденция создания фондов прямого инвестирования местными олигархами. В Украине сейчас начинает происходить то же самое. Как вы можете прокомментировать это явление? Насколько данные фонды эффективны и способен ли российский капитал инвестировать столь же успешно, как иностранные финансовые институты?

— Да, многие российские олигархи, которые заработали капитал на нефти, металлах, начинают интересоваться другими отраслями тоже. Например, нашим соинвестором в телекомпании "СТС" был "Альфа-банк". А ведь, в сущности, медиа — вряд ли та отрасль, которая могла бы серьезно заинтересовать "Альфа-банк". Просто для них это была возможность выгодно вложить деньги. И сейчас руководство банка видит, что инвестиции работают, ожидается хорошая отдача. Помните, еще Маркс говорил: капитал сначала должен консолидироваться, и только затем — применяться. Если олигархи, вместо того чтобы вывозить капитал за рубеж, начнут вкладывать его в бизнес России или Украины — от этого все только выиграют. Я эти тенденции оцениваю положительно.

В любом случае инвестиции в мелкий и средний бизнес несут большой позитив. Если в Украине это поймут и перестанут делить крупные активы, а предпочтут создавать новые успешные предприятия, это будет только способствовать развитию экономики.

— Как вы оцениваете рынок фондов прямого инвестирования в Украине? Как он будет развиваться в ближайшие несколько лет?

— Сейчас украинский рынок весьма мал, я бы оценил его примерно на $100 млн. в год. Причем в понятие инвестиций я включаю не только прямые инвестиции, но и любые портфельные инвестиции, в том числе всех индустриальных групп. Однако этот рынок может значительно вырасти за счет того, что локальные группы начнут заниматься инвестированием, а также за счет прихода новых зарубежных фондов, среди которых, возможно, будет и Delta Private Equity. В Украине много быстрорастущих компаний, но без капитала они не способны развиваться. Поэтому сильный рынок фондов прямого инвестирования очень важен для экономики.

— Что Украине необходимо делать для привлечения потенциальных инвесторов?

— В стране происходят инвестиционные форумы, "слеты" инвесторов, но все это выглядит слишком неконкретно. Хотелось бы, чтобы чиновники рапортовали не о том, что инвесторы прилетели и улетели, а о том, сколько совершено сделок и на какую сумму. Если проанализировать рынок, то станет ясно, что успешные иностранные фонды пока не вкладывают деньги в Украину. Мы тоже только наблюдаем за происходящим, некая политическая неопределенность отрезвляет. Возможно, до выборов мы проведем одну-две сделки, в данный момент мы на ранней стадии рассмотрения нескольких проектов. Но реально рынок вырастет только после выборов и после того, как экономика будет сфокусирована не на делении, а на росте. Впрочем, если бы метания украинских властей прекратились, можно было бы приступать к реализации инвестиционных проектов.

— К каким отраслям относятся рассматриваемые вами проекты?

— Это кабельное телевидение, радио, IТ-услуги и ритейл — компании, связанные с продажей потребительских товаров, в том числе электроники.