В зоне особого внимания

Украинский Интернет растет, как говорится, не по дням, а по часам. В то же время государственные органы по ряду причин осваивают Интернет очень вяло. Присутствие нашего государства в Сети выражено сравнительно малым количеством сайтов справочного характер

Украинский Интернет растет, как говорится, не по дням, а по часам. В то же время государственные органы по ряду причин осваивают Интернет очень вяло. Присутствие нашего государства в Сети выражено сравнительно малым количеством сайтов справочного характера. Это может звучать как комплимент, однако украинский сектор Сети сегодня уже достаточно развился для того, чтобы привлечь внимание чиновников — в Украине начинает формироваться государственная политика в области Интернета, однако ее очертания пока слишком размыты

УЖЕ ТРЕТИЙ месяц государственные мужи обсуждают принципы и методы регулирования Интернета. В обсуждениях участвуют самые разные структуры — Госкомсвязи, СБУ, Минэкономики, МИД и т.д.

Поводов для такой заинтересованности достаточно. Количество активных пользователей Сети не так давно превысило отметку 500 тыс. человек и удваивается каждый год. С начала года в Украине впервые заговорили об инвестициях в Интернет, было организовано несколько конференций и семинаров на интернетовскую тематику.

Государство тоже не прочь заполучить кусок еще не испеченного пирога, однако единой стратегии в отношении Интернета до сих пор не выработано. Ситуация больше похожа на перетягивание каната: СБУ нужен контроль над содержанием Сети, другие структуры считают, что нужно ввести лицензирование провайдерской деятельности и таким образом дописать в статью дохода еще одну графу, третьи заинтересованы в укреплении позиций Укртелекома и, следовательно, в повышении его стоимости — вряд ли любой из этих порывов облегчит жизнь украинским "интернетчикам".

Однако не стоит особенно волноваться, похожие процессы сегодня происходят почти во всех странах, где гражданам доступна Сеть. Процесс использования государством Интернета можно условно разделить на несколько этапов, которые сменяются вместе с развитием самой Сети.

На первом этапе государство воспринимает Интернет просто как информационный канал, наравне с обычной почтой и телефоном. На этом этапе к процессу подключаются спецслужбы и высказывают необходимость контроля над информационным каналом, в любой стране эти организации могут прослушивать телефонные разговоры и просматривать почту. С Интернетом ситуация обстоит несколько сложнее — требуется организация системы мониторинга информации, приходится сотрудничать с провайдерами.

На втором этапе Интернет воспринимается как средство массовой информации. В предвыборных кампаниях политики уделяют Сети должное внимание, каждый кандидат имеет по несколько сайтов, продвинутая стратегия включает в себя агитацию через чаты и сбор пожертвований на кампанию.

На третьем этапе государство начинает воспринимать Интернет как отрасль. Сегодня этот этап частично проявляется в Соединенных Штатах и Великобритании. Государство начинает осуществлять в Интернете закупки и предоставлять административные услуги.

Отношение нашего государства к Интернету по этой классификации можно определить как незавершенные первый и второй этапы, о третьем этапе пока говорить не приходится.